Введение
Актуальность выбранной темы. Себестоимость продукции – одна из важнейших категорий товарного производства. Она является частью стоимости и характеризует в денежной форме величину расходов предприятия на производство и сбыт продукции. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Исчисление этого показателя необходимо для:
- оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
- определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
- осуществления внутрихозяйственного хозрасчета;
- выявления резервов снижения себестоимости продукции;
- определения оптовых цен на продукцию;
- исчисления национального дохода в масштабах страны;
- расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;
- обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
В себестоимости продукции находит отражение уровень технической оснащенности предприятия, уровень организации производства и труда, рациональные методы управления производством, качество продукции и так далее. В себестоимости продукции – как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции при прочих неизменных условиях зависит уровень (объем) прибыли. Чем экономичнее организация использует материальные, трудовые и хозяйственные ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.
Управление себестоимостью продукции предприятий - планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) является важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.
Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
Цель данной работы – дать оценку управления себестоимостью на предприятии ОАО "Нижнекамскнефтехим" за 2007 – 2008 годы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа себестоимости продукции;
- провести анализ себестоимости продукции ОАО «НКНХ»;
- раскрыть основные направления и резервы снижения затрат на производство продукции.
При написании работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов. При подготовке работы были использованы следующие учебники: Савицкая Г.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия", "Экономика предприятия и отрасли промышленности/Под ред. А.С. Пелиха, Карпова Т.П. "Основы управленческого учета", Николаева О.Е., Шишкова Т.В. "Управленческий учет", а также материалы периодической печати.