Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг.
7. Рост безработицы.
Снижение деловой активности привело к массовому сокращению персонала. Предприятия начали пересматривать свою кадровую политику и, в первую очередь, освобождаться от сотрудников, без которых можно нормально функционировать, вторыми на улице оказались сотрудники, подразделения которых упрощались. Наибольшее сокращение испытали на себе работники экономических специальностей.
Выше были перечислены наиболее значимые негативные последствия финансового кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактически это то, что есть сейчас в экономике и социальной сфере. Проблем действительно много и решать их необходимо комплексно.
Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:
Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
Выводы по главе
Выше были перечислены наиболее значимые негативные последствия финансового кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактически это то, что есть сейчас в экономике и социальной сфере. Проблем действительно много и решать их необходимо комплексно.
Итак, главной причиной обрушения российского финансового рынка является его высокая зависимость от мировой конъюнктуры вследствие полной открытости и привязки денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты в валютный резерв Банка России. Сущностью проводимой политики денежного предложения является формирование денежной массы под приток иностранной валюты, что предопределяет соответствующую специализацию российской экономики под потребности мирового рынка. Ее следствием стали характерные для российской экономики диспропорции, заключающиеся в ее сырьевой специализации.
В России, к сожалению, в принятии решений по антикризисной программе превалируют интересы банков. В антикризисную комиссию надо включить представителей промышленности - реального сектора экономики и ученых. Потому что те решения, которые принимаются, выгодны исключительно банковскому сектору, который получает колоссальные деньги без какой-либо ответственности за их конечное использование. Этот перекос может опрокинуть всю экономическую систему.
Нужно начинать с производственной сферы, потому что именно от ее состояния зависит вся наша экономическая ситуация. Если бы так поступили, это означало бы создание каналов кредитования коммерческих банков под деньги со стороны производственных предприятий.