Контроль за денежной массой.
Изменение количества денег, циркулирующих в экономической системе, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и другие экономические переменные. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения денежной массы. К инструментам государственного регулирования денежного обращения относятся: проведение эффективной денежно-кредитной политики; управление государственным долгом; реализация налоговой политики; формирование финансового рынка; контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики.
Для осуществления эффективного контроля за состоянием денежной массы необходимо:
~ полностью отказаться от разграничения принципов и сфер обращения наличных денег и безналичных денежных средств;
~ строго соблюдать монополию центрального банка на осуществление эмиссии денег, выпуска в обращение денежных знаков во всех формах; что ведет к увеличению денежной массы;
~ регулировать единый денежный оборот на следующих принципах:
- прогнозирование потребности в денежных средствах на макро уровне, в отдельных отраслях и регионах;
- разработка системы и внедрение контрольных цифр и нормативов
(минимальные и максимальные границы прироста денежной массы и объема кредитования; лимиты наличности и резервов в банках);
- разработка и использование экономико-математического аппарата и функций спроса и предложения денег.
~ внедрение в практику учета, анализа и регулирования денежного обращения системы коэффициентов мультипликации денежные средств. Эти коэффициенты отражают степень трансформации на личных и безналичных средств.
~ разработка показателей совокупной денежной массы, расчет соответствующих агрегатов и проведение мероприятий денежно-кредитной политики.
В настоящее время в связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. С 70-х годов во многих странах было введено таргетирование - установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. С 1975 г. в США Федеральная резервная система отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращения в обращении денежной массы; регулярно публикует целевые ориентиры на 12 месяцев, темпы прироста денежных средств.