Маркетинговая, коммерческая, внешнеэкономическая деятельность предприятия.
В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом времени все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои индивидуальные потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Однако, маркетинг услуг имеет отличия от маркетинга товаров. Специфика маркетинга услуг определяется особенностями рынка услуг и характерными чертами самих услуг.
На данном рынке организации достаточно трудно выделится из ряда других, так как почти все компании предоставляют почти одинаковые услуги по разработке, регистрации, предварительному поиску и т.д. Основным отличием предоставляемых услуг является срок получения приоритетной справки и свидетельства или патента. Такая ситуация сложилась потому, что законом установлено два срока регистрации – стандартный и ускоренный, которые существенно различаются по цене и величине государственной пошлины. Эти условия и высокое число патентных организаций в городе Москве (свыше 70 к середине 2000 г.) привели к высокой конкуренции и как следствие возрастанию роли маркетинга.
По опыту фирмы наиболее успешной формой взаимодействия с потенциальными клиентами является участие в выставках. Это позволяет не только наиболее полно осветить весь спектр услуг фирмы, но и завязать личные знакомства, которые могут помочь сделать выбор в будущем, когда может возникнуть необходимость в данных услугах. Кроме этого применялось стимулирование сбыта путем установок скидок для клиентов, которые воспользовались услугами фирмы на выставке.
Опыт по организации семинаров в рамках выставок оказался неудачным: их посещало очень небольшое число участников выставки, что возможно вызвано непониманием большинством предпринимателей значения ИС для коммерческой деятельности.
Реклама фирмы размещается в основном в различных справочниках (телефонных, тематических и т.д.), что обусловлено специфическим кругом потребителей такого рода услуг – руководители или владельцы предприятий, ученые, предприниматели, авторы и т.п. Реклама в неспециализированной печати может дать слишком малую отдачу, что нецелесообразно для небольшой фирмы. Поэтому преобладает реклама в специализированных изданиях, предназначенных для узкого круга лиц. Но кроме этого компания планирует начать сотрудничество с одним из изданий посвященным бизнесу с тем, чтобы начать вести в нем рубрику вопросов и ответов на тему ИС или публикации ряда статей, что рассчитано на поднятие престижа фирмы и донесение информации о ней более широкому кругу лиц.
Еще одним эффективным средством является распространение печатной продукции в Патентном ведомстве и Федеральном институте промышленной собственности. Посетители этих организаций почти на 100% являются потенциальными клиентами патентных организаций и более точное место размещения реклама для данного рода деятельности трудно представить. И большое число фирм размещают здесь свою рекламу, но еще более эффективным ее позволяет сделать распространение вместе с плакатами и листовками визиток фирмы, т.к. взять ее намного проще и удобнее чем переписывать адрес и ли телефон патентной фирмы.
В настоящее время многие компании создают свои веб-сайты. И используют их не только как еще один рекламный проспект с картинками, но и как инструмент позволяющий упростить общение с клиентом. Компания в ближайшем будущем собирается разместить в Интернете свой сайт с историей фирмы, перечнем ее услуг и ценами, сборником нормативно-правовых актов, перечнем наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них, формой, заполнив которую посетитель сайта сможет не только задать свой вопрос, но и подать заявку на регистрацию своей ИС. Планируется также для дополнительного привлечения клиентов предоставлять скидку, тем, кто подаст заявку на сайте компании. Кроме того, для российских предприятий и организаций цены на услуги значительно ниже, чем для иностранных.