Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря
Вторым крупнейшим действующим направлением экспорта казахстанской нефти является нефтепровод Атырау – Самара. В настоящее время пропускная способность трубопровода составляет не менее 15 млн. тонн в год. В целях поддержания надежности работы нефтепровода Атырау – Самара на казахстанском участке нефтепровода проводится замена труб. В 2006 году проведена замена труб общей протяженностью 148 км.
Проект создания транспортной системы Курык – Баку – Тбилиси – Джейхан, предполагающий транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. Нефтепровод Ескене – Курык предполагается интегрировать в единый транспортный коридор – Казахстанскую каспийскую систему транспортировки. Маршрут включает нефтепровод, который пролегает от Ескене, где размещаются производственные мощности по подготовке нефти, и до пос. Курык - на казахстанском побережье Каспийского моря, где планируется строительство нефтеналивного терминала.[23] Планируемая пропускная способность нефтепровода Ескене – Курык на первом этапе составит 25 млн. т в год с последующим расширением до 38-60 млн. т при диаметре трубы 42 дюйма и протяженности 739 км.
Строительство нефтепровода Казахстан – Китай предусматривается в два этапа. Первым этапом явилась реализация проекта нефтепровода Атасу – Алашанькоу.
Магистральный нефтепровод Атасу – Алашанькоу предназначен для транспортировки товарной нефти из районов разработки нефтяных месторождений Западного и Центрального Казахстана и Сибири в Китайскую Народную Республику. Протяженность трассы нефтепровода Атасу – Алашанькоу составляет 962 км. Диаметр трубопровода – 813 мм. Пропускная способность на первом этапе – 10 млн. т в год с дальнейшим расширением до 20 млн. т в год. Трасса нефтепровода проходит по территории трех областей: Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской до конечного пункта Алашанькоу на территории КНР. Объем капитальных вложений в строительство нефтепровода Атасу – Алашанькоу составил $806 млн. Финансирование строительства нефтепровода осуществлялось за счет уставного капитала и заемных средств под гарантии Китайской национальной нефтегазовой корпорации. 28 июня 2006 года Первый пусковой комплекс нефтепровода был принят в промышленную эксплуатацию. На заполнение нефтепровода понадобилось около 400 тыс. т нефти.
Для реализации 2-го этапа нефтепровода Казахстан – Китай необходимо выполнить следующий объем основных работ:
- строительство нового нефтепровода Кенкияк – Кумколь;
- реконструкция и модернизация существующего нефтепровода на участке Кумколь – Каракоин – Атасу;
- реализация второго этапа строительства нефтепровода Атасу – Алашанькоу;
- реконструкция и реверсирование нефтепровода Кенкияк – Атырау. [1]
Необходимо усиление позиций Казахстана на внешних рынках и вхождение в число крупных мировых поставщиков энергетического сырья и продуктов ее глубокой переработки за счет внедрения передовых технологий производства.