Экологический аудит в системе маркетинга
Главная цель маркетинговых подходов к управлению природоохранной деятельностью направлена на обеспечение регионального использования ассимиляционного потенциала природной среды.
Экологический аудит в системе маркетинга — это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) компаний.
Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах. Международные стандарты ИСО по экологическому аудиту включают методические материалы по принципам экологического аудита (ISO 14010), процедура аудита систем экологического управления (ISO 14011.1) и квалификационные требования к специалистам по экологическому аудиту.
Для создания маркетинговой системы важно, чтобы экологический аудит рассматривался в качестве особого управленческого инструмента и составной части систем экоуправления. Проводится он обычно экспертами-консультантами по заданию властных структур (проверка выполнения экологических положений законов и эконорм), банков или страховых компаний (при принятии ими решений о предоставлении кредитов, ссуд или страхового полиса) и, наконец, частных компаний (при слияниях или приобретениях компаний). Итоги проверки могут быть весьма неожиданными: высокие штрафы или временное принудительное закрытие. Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологических аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия последующих управленческих решений.[3]
Эффективность внедрения в компании экологических мероприятий и систем экологического управления выражается в прямых выгодах, которые связаны с возможностью расширить рынок сбыта продукции, избежать ненужных расходов, снизить издержки, сберечь основные фонды, получить нужные инвестиции, и в косвенных, включающих улучшение мотивации сотрудников компании, отношений с местным населением, репутации компании [26].
Некоторые иностранные партнеры по совместным предприятиям, стремясь приспособиться к характеру деловых отношений в нашей стране, в том числе к бытующей практике нарушения природоохранных норм, не соблюдают законодательные положения в области охраны окружающей среды. Это касается, например, нефтяной, нефтехимической, металлургической и горнодобывающей промышленности. В этой связи вырастает роль экологического аудита и экологической отчетности.
Сотрудничество в области развития экологически приемлемого предпринимательства предполагает;
изучение опыта западных компаний, западного и международного законодательства;
подготовку кадров экологически ориентированных предпринимателей;
формирование кадров, т.е. специалистов по созданию систем управления экологической деятельностью компаний;
проведение экоаудита. [4]
Комплексная система маркетинговых мер для решения экологических проблем включает:
коммерческо-хозяйственный механизм;
общественно-правовой механизм;
маркетингово-управленческий механизм;
нормативно-технические условия при разработке товара на уровне НИОКР;
информационное обеспечение как составной элемент маркетинг-микса;
6) структурную перестройку маркетинговой цепочки, включающей производство, товародвижение и потребление;