Ценообразование.
Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы прибыли является отладка механизма ценообразования. Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, т.к. гибкость предприятия ограничена разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в достаточно широком диапазоне.
Установление цены на продукцию или услуги предприятия – одно из важнейших и труднейших управленческих решений. Решение по ценообразованию представляет собой процесс установления конкурентоспособной и разумной продажной цены, которая приведет к росту продаж и увеличению прибыли. Процесс формирования цены предполагает рассмотрение множества факторов, таких как конкуренция, покупательский спрос, затраты и расходы и т.д.
На практике существуют два подхода к ценообразованию – затратный и стоимостной.
Затратный подход.
Ценностный подход.
Затратный подход к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты и расходы предприятия на производство и реализацию продукции.
Ценностное ценообразование – это подход, при котором предприятие сначала определяет продажную цену нового изделия, а уже потом проектирует сам продукт.
Самой распространенной формой ценообразования на основе себестоимости является ценообразование по принципу “затраты и расходы плюс”.
При использовании данного метода продажная цена единицы продукции определяется путем прибавления к себестоимости продукции части прибыли (наценки). Общая формула цены в данном случае имеет вид:
Цена = Затраты и расходы + Наценка
где
Наценка = Процент наценки × затраты и расходы
Процент наценки устанавливается эмпирически, чаще всего исходя из желаемой нормы рентабельности.
Процент наценки рассчитывается следующим образом:
Процент Бюджетная прибыль + Общ затраты и расходы, не вкл в состав базовых
= ─────────────────────────────────────────────
наценки Годовой объем продукции × базовые затраты и расходы на ед. продукции
При ценностном ценообразовании цены устанавливаются таким образом. Чтобы они обеспечивали предприятию получение большей прибыли за счет достижения выгодного для него соотношения “ценность/затраты”.
Данный метод предусматривает расчет цены на основе маркетинговых исследований. Знание уровня данной цены позволит предприятию в целях получения желаемой прибыли определить необходимый объем продаж и, соответственно, объем производства, учитывая при этом реально существующую конъюнктуру рынка.