Управление производственным рычагом.
Недостатком высокого уровня производственного рычага является то, что предприятие становится более чувствительным к изменению уровня продаж, так как при неправильно прогнозируемых объемах продаж уровень снижения прибыли может значительно превышать уровень снижения продаж.
Преимуществом низкого уровня производственного рычага является то, что предприятие менее чувствительно к изменению уровня продаж и при его снижении эффект на прибыль невелик, а в качестве недостатка можно отметить то, что предприятие становится более чувствительным к изменению продажной цены.
Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.
Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат.
В составе затрат на производство продукции достаточно сложно выделить элементы, которые могут переводиться из разряда постоянных в переменные или наоборот. Пример затрат, которые организация может устанавливать как переменные или постоянные, - заработная плата.
Например, в период кризиса при труднопрогнозируемом объеме сбыта продукции, встречалась практика установления зависимости заработной платы административно-управленческого и производственного персонала от объемов реализуемой продукции (с выделением базовой постоянной величины). При этом заработная плата переходила в разряд переменных затрат, что способствовало минимизации убытков при сокращении объемов реализации.
Для предприятий с высоким уровнем производственного рычага даже незначительное изменение дохода от продаж может привести к существенному изменению прибыли.
Рассмотрим данное положение на примере данных таблицы 1. Производственный рычаг для предприятия по данным за последний отчетный период составляет 3,5.
(1 300 000 – 600 000)/200 000 = 3,5
Таблица 1.
Данные за последний отчетный период |
Данные при прогнозном падении продаж на 20% |
Данные при начислении з/п АУП в размере 15% дохода от продаж | |
1. Доход от продаж, леев |
1 300 000 |
1 040 000 |
1 040 000 |
2. Переменные затраты и расходы, леев |
600 000 |
480 000 |
480 000 |
3. Маржинальный доход, леев (стр1–стр2) |
700 000 |
560 000 |
560 000 |
4. Постоянные затраты и расходы, леев |
500 000 |
500 000 |
460 000 |
4.1 В том числе з/п АУП |
200 000 |
200 000 |
156 000 |
5. Прибыль, леев (стр3 – стр4) |
200 000 |
60 000 |
100 000 |