Влияние финансового кризиса на государственные облигации
Стремительное развитие и углубление кризисных явлений в стране показало высокую значимость инструментов фондового рынка в вопросе обеспечения устойчивости финансовой системы страны в целом. Именно с фондового рынка, как с наиболее динамичного сегмента финансового рынка страны, начался текущий кризис. Во многом и выход из кризиса будет связан со стабилизацией ситуации на нем. Бесплатные курсы английского по skype.
Нынешнее положение дел в отрасли не позволило российскому руководству использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат — российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны.
Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидности с российского рынка на рынки Великобритании и Германии.
Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом. Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры.
Так, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России. В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.
Российское сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных гарантий и увеличении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.
В непростых условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки.
Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку участников рынка «живыми» деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.
Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа сделок на рынке манипулировать основным индексом России — индексом РТС.
Объединение бирж в холдинг прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, представленной ФСФР осенью прошлого года. Однако в документе не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка.
В этих условиях объединение бирж должно начинаться с объединения их технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее имеет смысл говорить о завершении процесса объединения.
По нашему мнению объединение бирж должно начинаться «снизу». Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции технические работы по объединению регламентов работы бирж могут быть завершены в течение четырех-шести месяцев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе процессы наглядно показали ведущую роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.