Преодоление проблем привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор РФ
В России в начале XXI столетия предприняты серьезные шаги по совершенствованию законодательной базы в сфере регулирования деятельности иностранного капитала. В частности, был принят ряд законодательных актов, соответствующих международным правовым стандартам. Это Федеральные законы от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; внесены серьезные коррективы в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы валютного регулирования, в том числе принят новый Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.д. Вместе с тем сохраняется ряд пробелов в законодательстве, регулирующем деятельность иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации. Для их устранения необходимо: уточнить юридический статус иностранных кредитных организаций, действующих на территории России; определиться с возможными формами присутствия иностранного банковского капитала; уйти от существующих «декларативных» норм в отношении филиалов иностранных кредитных организаций, определить порядок открытия, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковской системы; снять с кредитных организаций публично-правовые функции (противодействие отмыванию нелегальных доходов, валютный контроль); уменьшить объем отчетности, предоставляемой в ЦБ РФ и т.д. Следует отметить, что законы в России часто принимаются с огромным отставанием от реальной ситуации, складывающейся на финансовом рынке и в банковской системе.
Таким образом, в целях привлечения иностранных кредитных организаций для их деятельности на территории России, для совершенствования банковской системы страны надлежит осуществить следующее:
— переориентировать деятельность регулирующих органов с жестко-административной модели контроля (предусматривающей значительный объем отчетности, не влияющей на эффективность функционирования кредитных организаций) на создание благоприятных правовых и экономических условий для развития финансово устойчивых банков, независимо от размера их уставного капитала. Это, в свою очередь, требует: предоставить банкам больше самостоятельности; принять срочные и действенные меры по сокращению объема отчетности, предоставляемой в территориальные управления Банка России; широко внедрять информационные технологии; пересмотреть (в сторону сокращения) нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков; отменить (уменьшить) отчисления в фонд обязательных резервов либо установить порядок начисления процентов на депонируемые в ЦБ РФ суммы из расчета, как минимум, ставки рефинансирования (международный уровень отчислений в фонд обязательных резервов колеблется в пределах 0, 45 — 2, 5%); внедрить систему «одного окна» (т.е. установить единый регистрирующих орган для кредитных организаций, так как на настоящий момент согласно нормам Закона о Банке России и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом для кредитных организаций одновременно является Банк России и Министерство финансов РФ); уменьшить налогооблагаемую базу банков по налогу на прибыль, на сумму кредитов (инвестиций) в реальный сектор экономики; не форсировать переход на международные стандарты финансовой отчетности, в связи с неготовностью к этому ни Банка России, ни коммерческих банков в регионах, а также отсутствием для этого методического и программного обеспечения и т.д.;