Рентабельность фирмы
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности – производственной, предпринимательской, инвестиционной, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Рентабельность производственной деятельности исчисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализации; рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации на сумму полученной выручки.
Rпр.д.2007=1832/31976х100=5,7%
Rпр.д.2008=14525/37126х100=39,1%
Rпродаж2007=1879/33855х100=5,6%
Rпродаж2008=3704/40830х100=9,1%
Как видно по расчету, рентабельность производственной деятельности, как впрочем и рентабельность продаж, в 2006-2008 гг. была на достаточном уровне. То есть в этот период предприятие получало прибыль от реализации своих товаров. В 2008 г. продажа товаров предприятия становится среднерентабельной и составляет 9,1%.
Показатели рентабельности деятельности предприятия оценивают способность предприятия генерировать необходимую сумму прибыли в процессе своей деятельности.
Расчет показателей рентабельности представлен в табл.13.
Таблица 13
Показатели рентабельности деятельности за 2006-2008 гг., %
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Изменение, (+,-) | |
2007 г. к 2006 г. |
2008 г. к 2007 г. | ||||
1.Общая рентабельность предприятия (активов) |
0,4 |
1,6 |
14,4 |
1,2 |
12,8 |
3.Рентабельность собственного капитала |
0,8 |
2,7 |
21,6 |
1,9 |
18,9 |
4.Общая рентабельность продаж |
2,7 |
5,6 |
9,1 |
2,9 |
3,5 |
6.Рентабельность производства (себестоимости) |
1,9 |
5,7 |
39,1 |
3,8 |
33,4 |
Общая рентабельность предприятия увеличивается в 2008 г. по сравнению с предыдущими годами. Произошло увеличение рентабельности в 2007 г. на 1,2%, а затем заметное увеличение в 2008г. на 12,8% Это в основном связано со увеличением прибыли и снижением суммы активов. Рентабельность производства также обусловлена увеличением прибыли от продажи товаров. Поэтому рентабельность продаж имеет также положительную динамику.