Внешнеторговая политика государства
С января по сентябрь 2010 года объем внешней торговли Бразилии составил 277,1 млрд. $ США, показав рост в 36,9% по сравнению с тем же периодом 2009 года, когда объем внешней торговли составил 202,4 млрд. $ США.
В 2009 году Бразилия находилась на 24-м месте в мире по объему экспорта (153 млрд. долларов США), а по объему импорта - на 26 месте (134 млрд. долларов США).
За 9 месяцев 2010 года Бразилия экспортировала товаров на 144,9 млрд. $ США, а импортировала - на 132,2 млрд. $ США. По сравнению с 2009 г., объем бразильского экспорта вырос на 29,6%, а импорта - на 45,8%.
Бразилия - международные торговые отношения. Объем внешней торговли Бразилии
Активное сальдо торгового баланса Бразилии (разница между экспортом и импортом) на конец сентября 2010 года достигло 12,8 млрд. $ США, и снизилось по сравнению с тем же периодом 2009 года на 39,7%, что объясняется значительным увеличением импорта и снижением экспорта. В 2009 году экспорт Бразилии превышал импорт на 21,2 млрд. $ США.
В целом, внешняя торговля Бразилии показывает восстановление после экономического кризиса, но основной проблемой остается очень высокий курс бразильского реала по отношению к доллару США (1,69-1,72 рела за доллар США), в результате чего спрос на бразильский экспорт из-за завышенной цены снижается, а в стране скапливается масса долларов, на которые, чтобы они не обесценились, скупаются импортные товары.
Среди товаров, экспортированных Бразилией в 2010 году, 53,2% составляют промышленные изделия и 39,7% - сельхозпродукция (полуфабрикаты и товары).
Что касается импорта Бразилии, то 46,3% приходится на закупки сырья, 22,5% - на средства производства. Импорт потребительских товаров составляет в общем объеме импорта Бразилии 16,9%, а топлива и горюче-смазочных материалов - 14,3%. По сравнению с 2009 годом, самый значительный рост бразильского импорта был по категории топлива и горюче-смазочных материалов - увеличение на 61,1%, затем потребительских товаров (51,1%), сырья (43,3%) и средств производства (38,9%).
Что касается рынков сбыта, то самым крупным покупателем бразильских товаров являлась Азия (бразильский экспорт в эти страны вырос на 31,3%), на второй позиции находятся страны Латинской Америки и Карибского бассейна (бразильский экспорт вырос на 40,5%), далее идет Евросоюз (увеличение экспорта на 22,7%). Здесь надо учитывать, что сравнение идет с кризисным 2009 годом, а по отношению к уровню 2007-2008 года бразильский экспорт и в целом объем внешней торговли пока показывает значительный регресс.
Бразилия остается одним из самых больших в мире экспортеров сельскохозяйственных продуктов, хотя экспорт товаров промышленного назначения увеличился в еще большей степени, и экспорт самолетов, стали, электроники практически сравнялся с сельхозпродукцией.
В некоторых отраслях бразильские импортеры и экспортеры обязаны получать определенные разрешения, но большинство импорта в Бразилию не подлежит лицензированию, в то время как экспорт вообще освобожден от налогов. Бразильские валютные инструкции все еще играют существенную роль в вопросах осуществления сделок импорта-экспорта – валюта обменивается по специальным контрактам, связанным с импортом, а экспорт связан с федеральными налогами и таможенной системой. Штрафы могут быть наложены в случае, если бразильский импортер или экспортер не в состоянии выполнить такие контракты в назначенное время (подробнее смотрите в разделах "Экспорт" и "Импорт").