Степень вмешательства государства в экономику
До начала 90гг. роль государства в экономике была доминирующей. Принятая в 1988г. новая конституция ограничила государственное вмешательство в экономику страны. В 1990г. бразильское правительство приступило к реализации Национальной программы приватизации. За эти годы было приватизировано 100 государственных федеральных компаний. Доходы от приватизации превысили 80 млрд. долларов, основная их часть пришлась на сферу телекоммуникаций, электроэнергетику, финансовый сектор и металлургию.
Разнородность социальной структуры хозяйства вызывала повышение роли государства. Бразильское государство, решая проблемы индустриализации, пыталось преодолеть противоречия между потребностями развития производительных сил и его ограничениями, налагаемыми производственными отношениями, недостаточным накоплением частного капитала. Оно было системообразующим фактором социально-экономического развития. Государство «сверху» насаждало рыночные, капиталистические отношения, подталкивало промышленных объектов, обеспечивая ему всевозможные льготы.
Государство выполняло роль локомотива экономического развития, прямо и косвенно осуществляло финансирование экономики, индикативное планирование. Государственный сектор является одним из самых значительных в Латинской Америке. Государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях хозяйства, включая сектор коммунальных услуг, нефтехимию, горнодобывающую промышленность (коммунальные услуги — 99%, транспорт, складское хозяйство — 90, добыча полезных ископаемых — 70, металлургия — 65, химия и фармацевтическая промышленность — 54, услуги — 65%). На государственных предприятиях создавалось 27% ВВП (1991 г.). Государственные предприятия занимали ведущее место среди крупнейших компаний. В числе первых ста компаний насчитывалось 59 государственных, которые сосредоточивали 85% суммарных активов. Государственные компании доминировали в кредитной сфере. 108 государственных банков и других кредитных учреждений сосредоточивали более 50% активов кредитно-финансовых учреждений страны. Только на долю «Банку ду Бразил» приходилось более четверти депозитов всех коммерческих банков страны.
Государство принимало активное участие в регулировании отношений между предпринимательским сектором и трудом. Стратегия индустриализации включала социальные компоненты. Были приняты кодексы о труде, создана система корпоративных профсоюзов, установлен минимум заработной платы. Это способствовало налаживанию взаимоотношений между трудом и капиталом.
После приватизации роль государства свелась к регулирующей и контролирующей. В этих целях были созданы государственные национальные агентства, в частности по электроэнергетике (ANEEL), по телекоммуникациям (ANATEL), нефти (ANP), водным ресурсам (ANA).
Число госкомпаний достигает 100 (в 1988г. было 258 компаний), из которых большая часть приходится на финансовый сектор, нефтегазпром, электроэнергетику. Выработкой госполитики в вопросах деятельности госкомпаний, в т.ч. в инвестиционной сфере (ежегодные инвестиции госкомпаний, подлежащие одобрению бразильским парламентом, превышают 5 млрд. долл.), а также разработкой плана приватизации занимается министерство планирования, бюджета и управления.
Несмотря на снижение роли госкомпаний в экономике, в некоторых отраслях они по-прежнему играют важную роль. На нефтяную группу «Петробраз» приходится 90% и на электроэнергетическую группу «Элетробраз» – 50% валового производства соответствующих отраслей. В банковском секторе государственные федеральные банки «Банко ду Бразил», БНДЭС, «Кайша Экономика Федерал» занимают первое, третье и пятое места соответственно среди бразильских банков по размеру активов. Государственная нефтяная компания «Петробраз» занимает первое место среди бразильских компаний-экспортеров (3,5 млрд. долл. – 6% бразильского экспорта) и первое место среди импортеров (4,9 млрд. долл. – 10% бразильского импорта).