Заключение

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По высказыванию министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. За 2001-2009 годы при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения к ВТО.

Уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности на экспортируемую продукцию. К тому же неизбежное снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет рост инфляции.

Предпосылки для стратегической рефокусировки экономической политики государства налицо. Во-первых, за прошедшие после августовского кризиса годы российское хозяйство вышло из восьмилетней черной полосы "экономики спада". Однако надо четко понимать, что ставка на внутренний рынок и раскрутку экономики, ориентированной на потребление, не есть курс на автаркию. Это не глобальная стратегия "на все времена". Долгосрочная задача стоит еще шире - не просто совершить очередную "догоняющую модернизацию", но и обеспечить поддержание конкурентоспособности российского хозяйства в мировом контексте.

Итак, стратегический план реинтеграции России в мировое хозяйство можно представить себе таким образом. Ближайшие 10-15 лет Правительство проводит политику "опоры на собственные силы": ставка на внутренний рынок; сырьевые экспортные отрасли используются как доноры; стратегически важные и потенциально конкурентоспособные отрасли и сектора внутреннего рынка защищаются от поглощения иностранцами; приветствуется и всячески стимулируется импорт капитала и технологий, а не товаров; государством проводится агрессивная промышленная политика. При этом вступление в ВТО осуществляется с максимумом оговорок переходного периода. В дальнейшем проводится резкая либерализация доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок (одновременно со снятием всех ограничений на наш доступ на зарубежные рынки), отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью вступают в открытую международную конкуренцию вне и внутри России. Главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.

Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономическо­го развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю.

Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что:

• условия членства обеспечат более благоприятные, чем в на­стоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;

• позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обла­дают другие члены ВТО.

Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многосто­роннего механизма разрешения торговых споров.

Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам-, так и об урегулирова­нии имеющихся проблем в доступе российских товаров и услуг на рынки членов ВТО.

После начала нового раунда («раунд тысячелетия») многосторон­них торговых переговоров в рамках ВТО процесс присоединения России будет происходить параллельно с этими переговорами.

В экономической программе Правительства Российской Федера­ции, утвержденной в июле 2000 г., зафиксирована цель интенсифи­кации переговоров о присоединении России к ВТО. В то же время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4