Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.
Слово "фактор" трактуется как движущая сила, совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.
В данном тексте под словом "фактор" понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.
Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.
Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства.
Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысилась утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации.
В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором - негативную.
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:
1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
2) связанные с ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;
3) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
4) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
5) связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
6) связанные со спецификой производства и отрасли;
7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективны. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.
Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и то внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
1) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
2) связанные с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
3) связанные с инфляционном процессом;
4) связанные с деятельностью государства.
В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.