Анализ деятельности банка России на открытом рынке
Безналичная форма государственных ценных бумаг позволяет значительно снизить издержки, связанные с их выпуском, хранением и осуществлением операций, .облегчить и ускорить процесс расчетов по операциям с ценными бумагами как на первичном, так и на вторичном рынках (особенно если используется электронная система учета, связи и передачи информации, автоматизированная система расчетов).
Наряду с оперативной деятельностью по осуществлению OOP Центральный банк также оказывает посреднические и консультационные услуги Министерству экономики и финансов по организации выпуска, размещению и оплате (со счета Министерства экономики и финансов в Центральном банке) государственных ценных бумаг, выпускаемых на суммы, превышающие максимальные размеры прямого кредитования Центральным банком правительства. Центральный банк также содействует созданию и осуществляет контроль за деятельностью брокерских компаний и фирм (организуемых в форме акционерных обществ с ограниченной ответственностью) по операциям с государственными ценными бумагами как на первичном (покупка новых выпусков), так и на вторичном рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг на фондовой бирже или непосредственно по заявкам коммерческих банков, предприятий и организаций).[12]
Размещение государственных ценных бумаг среди коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов может привести к росту процентных ставок. Аналогичное воздействие будет оказывать и размещение государственных ценных бумаг среди различных предприятий, организаций и населения в случае, если их покупка будет осуществляться за счет сокращения средств, находящихся на счетах в коммерческих банках.
Таким образом, в условиях двухуровневой банковской Центральный банк использует в качестве основных инструментов управления деятельностью банков:
- установление и пересмотр минимальных резервных требований;
- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление официальных учетных ставок);
- операции на открытом рынке.
Указанные инструменты управления ориентированы на рынок, являются формой экономического (а не административного) регулирования размеров денежного оборота и предполагают осуществление операций с ценными бумагами. Так, эффективность введения резервных требований повышается при осуществлении Центральным банком на регулярной основе операций на открытом рынке, позволяющих оперативно воздействовать на размер остатка средств на резервно-корреспондентском счете как отдельных коммерческих банков, так и их групп и группировок.
Что касается выбора конкретных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы, то в условиях слабого развития рынка ценных бумаг, отсутствия адекватных правовых и институциональных структур, а также опыта проведения операций на открытом рынке Центральный банк не может в ближайшее время ориентироваться на использование этих операций в качестве основного инструмента своей политики.
В настоящее время наиболее эффективными инструментами воздействия Центрального банка на кредитный рынок являются: нормативы отчислений в фонд регулирования кредитных ресурсов; объем и цена предоставляемых коммерческим банкам ресурсов; коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала.
Таким образом, основное место в арсенале денежно-кредитных инструментов Центрального банка принадлежит политике рефинансирования коммерческих банков (установлению учетной ставки, ставки ломбардного кредита (под залог государственных и некоторых других видов ценных бумаг, коммерческих векселей), а также количественных и качественных ограничений в отношении принимаемых к залогу и переучету ценных бумаг, в том числе и векселей, и выдаче ломбардного кредита); политике установления минимальных резервных требований (для различных видов пассивов коммерческих банков), а также практике контроля и надзора за деятельностью банков.