Политика открытого рынка Центрально Банка
Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.
Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.
Термин «политика открытого рынка» впервые появился в США в двадцатыхх годах. Операции Центрального банка США на открытом рынке по сравнению с другими странами были наиболее масштабными, так как в этой стране самый большой рынок ценных бумаг.[6]
Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк Российской Федерации пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк Российской Федерации предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.[7]
Проводить такую политику Центральный банк Российской Федерации может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк Российской Федерации может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.
Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка Российской Федерации только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.[8]
Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк Российской Федерации выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк Российской Федерации обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, то есть обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой – так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.[9]
Рынок государственных ценных бумаг на протяжении некоторого времени оказывал решающее влияние на состояние российского финансового рынка в целом и выступал важным инструментом регулирования денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. Это определялось как функциональной ролью рынка государственных ценных бумаг, так и широким присутствием на нем нерезидентов, а среди резидентов основными держателями были Центральный банк и Сбербанк России. Нерезиденты обеспечивали массированный приток валютных средств на рынок ГКО-ОФЗ, что стимулировало снижение доходности гособлигаций. С другой стороны, они стали каналом, передающим влияние колебаний конъюнктуры международных финансовых рынков на российский рынок и способствовали его кризису. Характерной чертой рынка государственных ценных бумаг явилось последовательное изменение котировок.[10]
Таким образом, доходность портфеля ГКО выросла с тридцати трех процентов до семидесяти одного процента за полгода, достигая в отдельные дни в промежутке от ста десяти процентов до ста двадцати процентов. В условиях растущей доходности гособлигаций Минфин России проводил их погашение с привлечением средств федерального бюджета.