История развития франчайзинга в России
Рисунок 4 - Распределение франшиз между отечественными и зарубежными брендами, 2010 год
Набольшее развитие получают системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 миллионов рублей). [1]
Применительно к российскому рынку можно выделить следующие 4 наиболее крупных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг, представлена в таблице 3:
Таблица 3 – Удельный вес видов деятельности франчайзинговых систем в 2008 г.
Вид деятельности |
Доля рынка |
Торговля (непродтовары) |
52% |
Торговля (продукты) |
4% |
Общественное питание |
13% |
Услуги |
24% |
Прочие |
7% |
На риснуке 5 представлен удельный вес каждого вида деятельности на российском рынке.
Рисунок 5 – Структура рынка франшиз в России, 2008 год
Наибольшую долю на рынке франшиз в России занимает торговля непродовльственными товарами – 52%. Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в России представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в России, 2008 год
Структура рынка франшиз в сфере услуг в России представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Структура рынка франшиз в сфере услуг в России, 2008 год
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и т.д. Персональные услуги включают в себя парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры и т.д. [3]
Перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Но не стоит забывать и о проблемах, существующих во франчвйзинге.