Сущность франчайзинга и его основные понятия

- франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

- инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.

Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д.

Приемущества и недостатки франчайзинга представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Преимущества и недостатки франчайзига [8]

Франчайзинг

 

Для франчайзеров

Для франчайзи

Преимущества

1. Увеличение сбыта продукции и получение от этого дополнительного дохода.

2. Возможность сбыта на удаленных территориях.

3. Увеличение доли рынка.

4. Более быстрое продвижение на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой.

5. Приобретение новых идей от партнеров по улучшению системы.

6. Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ, преимущества в их продвижении и распределении.

7. Системное знание рынка, позволяющее работать на перспективу.

8. дополнительный доход от выплат роялти.

1. Использование марки, завоевавшей популярность у потребителей и репутацию.

2. Сохранение юридической самостоятельности.

3. Вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ.

4. Готовая маркетинговая стратегия.

5. Экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск поставщиков и т.д.

6. Доступность инноваций и новых технологий.

Поддержка со стороны опытного партнера

Недостатки

1. Угроза для репутации в случае невыполнения франчайзи инструкций стандартов и других необходимых условий.

2. Сокрытие франчайзи важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке.

3. Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации.

4.Незакнонное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав.

5. Использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора.

6. Отказ выплаты роялти.

7. Несоблюдение договорных условий.

1. Слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка.

2. Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию.

3. Неэффективное развитие территории (несоблюдение закона о конкуренции, в результате чего предприятия франчайзи находятся слишком близко друг к другу и т.д.).

4. Чрезмерное ограничение деятельности франчайзи.

5. Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости, не позволяющие своевременно учесть происходящие изменения.

6. Досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи.

Несмотря на все риски, франчайзинг в России развивается очень быстрыми темпами, т.к. в целом система франчайзинга может быть применена к любому виду бизнеса. Но это не значит, что любой бизнес будет успешно работать по франчайзиноговой схеме. Несмотря на стремительное развитие данного направления бизнеса в России существует масса проблем: экономическая нестабильность, отсутствие понятия «договор франчайзинга» в российском законодательстве, сложность получения банковского кредита и т.д.[8]. Более подробно проблемы франчайзинга в России рассмотрены ниже.

Перейти на страницу: 1 2 3