Сущность франчайзинга и его основные понятия
- франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
- инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.
Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д.
Приемущества и недостатки франчайзинга представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Преимущества и недостатки франчайзига [8]
Франчайзинг | ||
Для франчайзеров |
Для франчайзи | |
Преимущества |
1. Увеличение сбыта продукции и получение от этого дополнительного дохода. 2. Возможность сбыта на удаленных территориях. 3. Увеличение доли рынка. 4. Более быстрое продвижение на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой. 5. Приобретение новых идей от партнеров по улучшению системы. 6. Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ, преимущества в их продвижении и распределении. 7. Системное знание рынка, позволяющее работать на перспективу. 8. дополнительный доход от выплат роялти. |
1. Использование марки, завоевавшей популярность у потребителей и репутацию. 2. Сохранение юридической самостоятельности. 3. Вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ. 4. Готовая маркетинговая стратегия. 5. Экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск поставщиков и т.д. 6. Доступность инноваций и новых технологий. Поддержка со стороны опытного партнера |
Недостатки |
1. Угроза для репутации в случае невыполнения франчайзи инструкций стандартов и других необходимых условий. 2. Сокрытие франчайзи важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке. 3. Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации. 4.Незакнонное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав. 5. Использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора. 6. Отказ выплаты роялти. 7. Несоблюдение договорных условий. |
1. Слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка. 2. Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию. 3. Неэффективное развитие территории (несоблюдение закона о конкуренции, в результате чего предприятия франчайзи находятся слишком близко друг к другу и т.д.). 4. Чрезмерное ограничение деятельности франчайзи. 5. Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости, не позволяющие своевременно учесть происходящие изменения. 6. Досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи. |
Несмотря на все риски, франчайзинг в России развивается очень быстрыми темпами, т.к. в целом система франчайзинга может быть применена к любому виду бизнеса. Но это не значит, что любой бизнес будет успешно работать по франчайзиноговой схеме. Несмотря на стремительное развитие данного направления бизнеса в России существует масса проблем: экономическая нестабильность, отсутствие понятия «договор франчайзинга» в российском законодательстве, сложность получения банковского кредита и т.д.[8]. Более подробно проблемы франчайзинга в России рассмотрены ниже.