Заключение
Система национальных счетов (СНС) представляет собой комплексную, последовательную и гибкую систему макроэкономических счетов, разработанную для удовлетворения запросов тех, кто занимается анализом, выработкой политики и принятием решений. СНС (универсальная основа для анализа обобщающих характеристик рыночной экономики) активно внедряется в статистическую практику Беларуси с начала 90-х годов. Ее формирование опирается на методологию, принятую в качестве международного стандарта ООН, Международным валютным фондом, Мировым банком, Организацией экономического сотрудничества и развития и Евростатом. Новая для нашей страны система пришла на смену традиционной для советской статистики макроэкономической модели - баланса народного хозяйства (БНХ). Впервые БНХ был разработан за 1923-1924 гг. и опубликован в 1926 году. На Западе только обсуждали возможные подходы к построению СНС, а в СССР модель того же назначения, но по-иному выполненная, строилась уже регулярно. В 1960-1980 гг. обе модели строились в разных странах одновременно: в странах с плановой экономикой - БНХ, в странах с рыночной экономикой - СНС. ООН признавала обе концепции. Основная особенность БНХ состояла в том, что он моделировал не всю экономику, а только ту ее часть, которая занималась выпуском осязаемых товаров, а также так называемых производственных услуг. Производственные услуги в трактовке БНХ - это услуги, непосредственно связанные с производством товаров и увеличивающие их стоимость, например торговля, грузовой транспорт. Эта часть экономики называлась производственной сферой в противоположность непроизводственной сфере, которая включает науку, культуру, здравоохранение, пассажирский транспорт и т. д. Считалось, что национальный доход создается в производственной сфере, а в непроизводственной - только потребляется. Несмотря на методологические различия в исчислении основных показателей БНХ и СНС, между ними существует много общего в подходах к описанию макроэкономики, поэтому опыт в разработке БНХ облегчил переход России к составлению СНС.
Все перечисленные показатели СНС, разрабатываемые территориальными комитетами государственной статистики, являются важными индикаторами социально-экономического развития регионов, однако базовым показателем в этой системе является валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость). По своему экономическому содержанию этот показатель аналогичен показателю - валовой внутренний продукт (ВВП), рассчитываемому для экономики страны в целом.
В работе были рассмотрены следующие основные вопросы:
Ø задачи системы национальных счетов в статистике;
Ø роль и функций национального счетоводства в экономиках переходного типа;
Ø значение СНС в статистике развитых стран;
Ø основные направления и задачи внедрения международных статистических стандартов;
Ø структура СНС и проблем внедрения СНС в РБ.
На днях прошло четвертое Всебелорусское народное собрание, две с половиной тысячи делегатов со всех концов Беларуси, которые представляют полноценный срез нашего общества, подвели итоги прошедшей пятилетки 2006-2010 и определили направление, в котором будет развиваться страна в ближайшие годы 2011-2015. Итогом четвертого Всебелорусского народного съезда стало: одобрение основных положений Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы и поддержка предложенное руководством страны главную цель.
Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Потенциал человека — это потенциал государства, чем богаче человек — тем богаче страна. Были подведены итоги уходящей пятилетки2006-2010: реализация Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы и своевременно принятые меры по противодействию негативному влиянию мирового финансово–экономического кризиса обеспечили рост национальной экономики, повышение уровня и качества жизни людей. Показатели Программы в основном выполнены. Валовой внутренний продукт вырос более чем на 40 процентов при снижении энергоемкости ВВП на четверть. Инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 2 раза, реальные денежные доходы населения — на 75 процентов.
На четвертом Всебелорусском народном собрании президент обозначил дальнейший курс на либерализацию экономики. Это четкий позитивный сигнал бизнесу. Большая часть президентского доклада была посвящена вопросам развития бизнеса. Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимателей Владимир Карягин рассказал, что к пожеланиям деловых людей внимательно прислушались при разработке Основных положений Программы социально–экономического развития на 2011 — 2015 годы. «Отрадно, что в документе отразились такие понятия, как «человеческий капитал», «деловая инициатива», — конкретизировал он. Анализируя задачи на ближайшие пять лет, Владимир Карягин выделил, по его мнению, главное: «Надо снимать оставшиеся барьеры. Чтобы деловые люди больше времени могли уделять производству, продукту, услуге, а не бюрократическим процедурам. И еще все должны быть в равных конкурентных условиях: и государственные, и частные предприятия». «Хорошо, что эти актуальные вопросы сегодня осознаются властью. Думаю, плодотворное сотрудничество государства и бизнеса в ближайшие пять лет будет укрепляться», — резюмирует Карягин.[22]