Проблемы внедрения СНС в РБ.
Ø определения состава, экономического содержания и методов расчета показателей, используемых в международной статистической практике и дополнения ими действующей отчетности;
Ø разработки и интеграции в единую статистическую систему новых форм первичного учета бухгалтерской, финансовой, банковской и таможенной отчетности в соответствии с международными правилами;
Ø внедрения новых методов обработки данных первичного учета с целью группировки по международным классификациям и формам представления данных международным экономическим органам;
Ø уточнения состава показателей, периодичности, порядка представления и формы публикации статистических данных в соответствии с международными правилами.[21]
При этом в качестве первоочередной и основополагающей задачи предусмотрено реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики в соответствии с потребителями, возникающими при переходе к рыночной экономике, реализации международных обязательств. Перестройка общеметодологических основ государственной статистики исходит из принципиально другого подхода к разделению народного хозяйства на сферы материального производства и непроизводственную, необходимости значительного расширения отражения процессов денежного обращения, финансового и платежного состояния государства. Для этого в действующую систему статистических показателей и учета вносится ряд существенных изменений, соответствующих международным стандартным статистическим системам.
Принципиальным направлением реформирования организационных основ государственной статистики должно стать определение порядка взаимодействия государственной статистики с ведомственной информацией в условиях изменившейся системы управления экономикой.
С учетом радикальных преобразований структуры и функций органов управления перестраивается система сбора и обработки первичной статистической и учетной информации на центральном и региональном уровнях.
Реформирование методологических основ государственной статистики предусматривает проведение широкого круга научно-методологических исследований, привлечение научных организаций к решению теоретических и методологических вопросов, проведение международной экспертизы принятых методических решений и осуществленных на их основе экспериментальных расчетов.
Преобразование организационных основ государственной статистики на базе новых технических и технологических решений позволит резко сократить потоки статистической информации, преодолеть трудности, связанные со сбором информации от мелких предприятий и организаций, рационально распределить функции по обработке первичной информации на региональном и центральном уровнях. Важны и новым для Республики Беларусь направлением развития государственной статистики является организация работ по представлению статистических материалов в международные организации в соответствии с подписанными и ратифицированными международными соглашениями и конвенциями в области статистики.
Совершенствование системы макроэкономического статистического учета и анализа прежде всего связано с приданием показателю валового национального продукта (ВНП) статуса основной характеристики национальной экономической деятельности. Необходимость использования ВНП в практике статистического учета определяется тем, что он отражает функционирование всей экономики, включая как производственную, так и непроизводственную сферы. Важно также, что ВНП и его структура являются основой международных экономических сопоставлений, оценки степени интеграции республики в мирохозяйственные связи.
Наиболее полная и достоверная оценка ВНП может быть достигнута только при переходе к системе национального счетоводства (СНС). При этом необходимо учитывать, что она существенно отличается от действующей системы статистического учета, основанного на методологии баланса народного хозяйства (БНХ).