Конъюнктура мирового рынка
3) экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Часто при этом на основе эконометрических методов разрабатываются альтернативные сценарии развития мирового рынка в целом, его сегментов и рынков отдельных товаров.
Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению негативных сценариев развития.
Для достижения точности и достоверности прогнозов конъюнктуры при их проведении охватывается максимальное число различных параметров. Например, для прогнозной оценки современного производства применяют показатели ВВП, динамики и структуры промышленного производства, уровня загрузки производственных мощностей, их износа (физического и морального), динамики и структуры инвестиций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и т.д.
В качестве источников при исследовании конъюнктуры мирового рынка используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ФАО (Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), МВФ, МБРР, ОЭСР и других авторитетных организаций.
Исследование конъюнктуры современных товарных рынков существенно усложняется в связи с тем, что в мировой экономике весьма значительным остается удельный вес теневой экономики. По имеющимся оценкам, объем теневой экономики, характеризующейся отсутствием и нарушением отчетности и уходом от налогов, к концу 90-х гг. составлял в мировой экономике около 9 трлн. долл., т.е. был сравним с ВНП США. При этом, по оценкам исследователей, в промышленно развитых странах «в тень» уходит в среднем 15% ВНП, а в развивающихся странах - около 33% ВНП. На первом месте среди стран с наибольшим удельным весом теневой экономики находится Нигерия - около 77% (!) ВНП, далее идут Таиланд и Египет (около 70%), за ними Филиппины, Мексика. Теневая экономика в России Госкомстатом России оценивалась к началу 2000- х гг. в 30% ВНП. Среди промышленно развитых стран нелегальный бизнес наиболее развит в Италии, Испании и Бельгии (23-28% ВНП), наименее развита теневая экономика в Швейцарии, Японии и США - около 10% ВНП.
Однако конъюнктура мирового рынка - не только объект исследования. Отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении. Это имеет существенное значение при проведении Россией активной внешнеэкономической (прежде всего экспортной) политики.
Так, в проведении экспортной политики существенное значение имеет:
ѕ активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном рынке (при этом реклама проводится весьма агрессивно с использованием всех СМИ);
ѕ формирование и поддержание в мире высокого общественного мнения о компании, ее имидже в целом;
ѕ активная политика по продвижению товара, сопровождающаяся конъюнктурным воздействием на торговых посредников;
ѕ постоянный контроль за потенциалом конкурентов и негативное конъюнктурное воздействие на них (типичным примером такого рода воздействия является активное внедрение в последние годы в США и некоторых других развитых странах с рыночной экономикой тезиса о том, что весь российский бизнес пронизан криминальными структурами, что значительно осложняет деятельность отечественных фирм на территории других стран). Стрыгин А.В. Мировая экономика / М.: «Экзамен», 2004 г
Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт. Для них важно не только что, как и с какими издержками и качественными характеристиками производить, но и необходимо выработать и реализовать общую стратегию экспансии своих новых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в максимальном варианте глобальной стратегии).