Методы экономических исследований
Экономические исследования осуществляются с применением таких методических приемов, как индукция и дедукция. Индукция – это логическое умозаключение, при котором на основе частностей выводятся общие положения, принципы. Индуктивный путь экономических исследований это путь от фактов к теориям, законам, а уже от них к экономической политике. Это длительный эволюционный путь.
Дедукция – это обратный процесс, при котором на базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов. Дедуктивный путь экономических исследований это путь, начинающийся с выдвижения гипотезы и проведение экономического эксперимента на её основе. Далее выявляется, насколько реальные факты вписываются в данную гипотезу. Если эксперимент заканчивается успешно, то на его основе разрабатывается научная теория. Этот путь используется, если исследователи ограничены во времени.
Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика. Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении более или менее продолжительного периода - 10, 20 и более лет. Математическое моделирование в экономике весьма сложное дело. Это связано с огромным объемом информации, которую надо получить и обработать в относительно короткие сроки.
В экономической теории применяется также метод анализа и синтеза. При анализе мы пытаемся объект нашего исследования разделить (конечно, мысленно) на составляющие его части, и изучить их в отдельности. При синтезе, мы соединяем в единое целое информацию, характеризующую отдельные объекты исследования, и делаем общие выводы.
Особое значение уделяется позитивному и нормативному анализу. Позитивный подход констатирует реальное положение вещей, вне зависимости от того как это оценивают те или иные люди. Нормативный подход дает оценку какому-либо явлению.
Приведем пример позитивного и нормативного анализа одного и того же явления. Например, констатация факта, что цена на проезд в автобусе за последние полгода поднялась с 20 тенге до 30 тенге - это позитивный подход. Если же мы скажем, что повышение цены проезда с 20 тенге до 30 тенге повышает стоимость прожиточного минимума и снижает жизненный уровень населения, то это будет нормативный анализ.
Экономическая теория, исследуя определенные факты, пытается выявить зависимости между ними. Если на рынке цена на какой-либо товар понижается, то как это отразится на доходах фирмы, смогут ли мелкие фирмы окупить при этом свои затраты на производство? Как это скажется на заработной плате работников в этой отрасли? Для ответа на эти вопросы применяется метод функционального анализа, позволяющий вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами.
Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Экономические эксперименты не должны ломать стихийный порядок естественных рыночных связей. Поиск тех или иных методов повышения эффективности в странах рыночной экономики не имеет ни чего общего с широко известными «экспериментами» в странах социализма: первая модель хозрасчета, вторая модель хозрасчета, региональный хозрасчет. Эти эксперименты являются по сути своей последними попытками реформировать командно-административную систему.
В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса: «Проблемы экономической организации общества - совсем неподходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьёзные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно».