Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Основными проблемами современного сельского хозяйства являются высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции, высокие процентные ставки на кредит 15 – 16, высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы, социальные проблемы сельских жителей: необходимо строительство жилья на селе, улучшение социальных условий для крестьян. В современных условиях усиливается зависимость состояния отечественного АПК от макроэкономических факторов - темпов инфляции, обменного курса и его динамики, общего состояния финансово-кредитной системы
2. Одной из основных проблем развития сельского хозяйства и сельской местности в России сегодня является проблема трудоизбыточности аграрного производства, усугубляющееся с ростом продуктивности этого сектора. Аграрное рыночное производство дает только треть рабочих мест в сельской местности. Излишнее трудоспособное население вытесняется в сектор личного подсобного хозяйства, которое производит конкурирующую сельскохозяйственную продукцию, но с меньшей продуктивностью. Такой дуализм на рынке сельского труда не может не вести к падению уровня доходов от сельскохозяйственной занятости.
3. Старение сельского населения и падение доходов от основного источника — агарного производства — приводит к тому, что социальные выплаты начинают получать высокий удельный вес в совокупных доходах сельского населения. Реальной альтернативной занятости в сельской местности пока еще очень немного, в основном она представлена сбором дикоросов, неформальными услугами на внутридеревенском рынке услуг, зачаточным сельским туризмом. Данная занятость имеет неформальный, непостоянный характер. Она привлекает в основном маргинальное население, которое вытесняется из основных видов занятости.
4. Государственная политика может в этих условиях строиться на основе двух стратегий. При первом подходе можно предполагать, что рынок труда сам придет к своему равновесию, но на относительно низком уровне занятости и доходов в сельской местности. Огромные массы сельского населения в ряде регионов могут оказаться полностью маргинализированными, перешедшими предельные черты бедности, скатившись в порочный круг бедности. Часть этого населения может пополнить городскую безработицу, произойдет дальнейшее сокращение плотности сельского населения в таких регионах, утрата населения в части территории страны. Также государство может стремиться к поддержке сельской занятости за счет массированной поддержки отечественного сельского хозяйства. Такой избыточный аграрный протекционизм чреват снижением конкурентоспособности аграрного сектора страны и неоптимальным ростом расходов на аграрную политику. Современная политика социального развития села сегодня идет именно этим путем — она ориентирована на поддержание отечественного сельхозпроизводителя для предоставления рабочих мест сельскому населению, с одной стороны, и поддержку ЛПХ в ущерб
5. Помимо регулирования заработной платы для работников сельскохозяйственных предприятий, необходимо создавать и иные условия для улучшения состояния современных сельских территорий, а именно создание развитой инфраструктуры на селе; государственные субсидии и дотации сельхоз-товаропроизводителям для страхования рисков, связанных с сезонностью их работ, климатическими условиями и т.д.; поддержка молодых специалистов, обеспечение их жильем и т.п.
6. Инвестиционную политику в ближайшие годы надо осуществлять на основе следующих принципов:
- последовательной децентрализации инвестиционного процесса, увеличения доли собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений, повышения роли амортизационных отчислений как одного из источников финансирования инвестиций;
- размещения государственных инвестиций на производственные цели на конкурсной основе;
- возвратности централизованных капитальных вложений;
- расширения практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов;
- усиления государственного контроля над целевым расходованием средств государственного бюджета, направленных на инвестиции;
- расширения практики страхования и гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов;
- стимулирования иностранных инвестиций.
Необходимо отметить, что при сложившемся соотношении цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в предстоящие годы, капитальные вложения за счет собственных средств смогут осуществлять лишь отдельные предприятия, финансирование инвестиций из государственного и региональных бюджетов в ближайшие годы не улучшит состояние производственного потенциала сельского хозяйства и всего АПК. Вместе с тем, требуется разграничить функции управления инвестициями на государственном, региональном и местном уровнях, обеспечивая полномочия каждого из них надежными, а главное, стабильными источниками финансирования, закрепленными законодательным путем.