Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности
Первоначально это ограничение было снято для исследовательских организаций, а также учебных центров коммерческих фирм. Затем были приняты общие организационные решения: доступ к Internet стал возможным для любых коммерческих организаций; был организован домен верхнего уровня COM, куда вошли многие коммерческие сети. Возник консорциум сетей CIX (Commercial Internet Exchange), предоставляющих коммерческие услуги на базе Internet.
Таким образом, за последние пять лет облик Internet как ассоциации компьютерных сетей, решающих образовательные, научно-исследовательские, информационные и гуманитарно-коммуникационные задачи, значительно изменился. В рамках отдельных базовых сетей Internet, например в сети NSFNET, действуют строгие ограничения, запрещающие коммерческий трафик. Другие структуры типа CIS создают собственные сетевые маршруты для коммерческого трафика, стимулирующие использование Internet различными фирмами и бизнесменами.
Новые технические средства коммуникаций (мобильные сети, персональные коммуникаторы типа Newton, средства электронного обмена коммерческой информацией EDI/EDIFACT, системы сетевого мультимедиа-трафика) также начинают активно расширять спектр бизнес применений Internet. Деловые люди в командировках могут через Internet получить доступ к своим партнерам, администрации своей фирмы, а также к различным базам деловых новостей, финансовой информации или консультационным центрам.
Рассмотрим кратко основные возможности Internet для деловых коммуникаций и бизнеса.
Маркетинговые исследования рынка
. Существует большое число списков рассылки Internet, посвященных какому-либо продукту или товарной группе. Фирмы, ведущие бизнес для данной группы продуктов, могут анализировать мнения, комментарии, технические проблемы и другие потребительские аспекты, по котором существенно знать обобщенные мнения потребителей.
Например, список Info-High-Audio посвящен высококачественной аудиотехнике: оценкам потребителями усилителей, наушников, стереосистем, аудиокассет и другого подобного оборудования. Производители аудиотехники и менеджеры по торговле могут регулярно анализировать сообщения пользователей, хотя часто и достаточно субъективные, но весьма важные с точки зрения оценки важнейших потребительских факторов.
Доступность технической информации в
online
- режиме
. Internet предоставляет возможность отыскать и просмотреть в оперативном режиме огромные по объему и разнообразию массивы информации: книги, технические каталоги, газеты, журналы, специальные фонды документации. Многие традиционные задачи библиотечно-информационного обслуживания решаются сегодня средствами Internet весьма просто и экономически выгодно. Эти службы действуют в массовом масштабе в Internet только последние 7-8 лет, быстро эволюционируя от экспериментальных режимов к широкому практическому использованию. Поэтому в прессе, связанной с Internet, широко дискутируются вормосы взимания платы за пользование Internet-библиотеками, а также различные проблемы типа (copywrite).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время существует огромное количество информационных источников, способствующих поиску и установлению внешнеэкономических связей российских фирм с иностранными партнерами. Если до недавнего времени такие базы данных были собственностью в основном зарубежных фирм и международных организаций, то сейчас Россия старается не отставать от своих иностранных коллег. Существует огромное количество как частных консультационных фирм, так и государственных организаций, основной деятельностью которых является предоставление качественной информации тем, кто ищет зарубежного партнера для своей деятельности.
Сейчас такие источники информации сконцентрированы не только в Москве, но и на периферии. Торгово-промышленные палаты в регионах помогают в поиске разнообразной информации и бесплатно консультируют по многим правовым вопросам, например на вопросы отвечают специалисты в области:
предпринимательского права;
налогообложения и налогового планирования;
таможенного и валютного законодательства;
проектирования и осуществления экспортно-импортных операций;
защиты прав на интеллектуальную собственность;
экспертизы количества и качества продукции, сертификации продукции, услуг и систем качества;
а также специалисты в иных областях предпринимательской деятельности.
Часто такие консультации существуют в рамках программ поддержки малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства не может происходить обособленно, в отрыве от межрегиональных и международных связей. Только подобные контакты открывают предпринимателями доступ к финансовым, инфраструктурным, инновационным ресурсам и позволяют подняться на качественно новую ступень в развитии бизнеса. Программы регионов (в том числе в Иркутске программа «Поддержки малого бизнеса, подпрограмма «Международное сотрудничество») предусматривают содействие расширению межрегиональной и внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, открывает перспективы в поиске новых партнеров для ведения бизнеса. Например, проект по созданию центра по международному партнерству и предпринимательству при Международном фонде «Байкальский дом Европы» предусматривает расширение возможностей субъектов малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, поиск зарубежных партнеров, содействие созданию совместных предприятий.