Методика разработки финансового плана
Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы:
• анализ финансового положения предприятия;
• планирование доходов и поступлений;
• планирование расходов и отчислений;
• проверка финансового плана (баланс доходов и расходов).Рассмотрим содержание указанных этапов.
Анализ финансового положения предприятия
Основные задачи этого анализа:
• определение меры влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;
• оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;
• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;
• анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;
• выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В процессе финансового анализа исследуются:
• наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения;
• наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
• состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
• дебиторская задолженность;
• эффективность использования средств.
Планирование доходов и поступлений средств
Осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.
Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:
• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
• амортизационные отчисления;
• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;
• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);
• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
• долгосрочные банковские кредиты;
• займы;
• пожертвования и благотворительные взносы;
• поступления от долевого участия в строительстве.
Планирование расходов и отчислений
Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют второй раздел финансового плана.
В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:
• отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;
• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
• амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;
• прочие расходы;
• итого расходов и отчислений;
• превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-).
Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно в рамках стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.
Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда:
• фонд накопления;
• фонд потребления;
• резервный (страховой) фонд.
Предназначение фонда накопления:
• финансирование капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• уплата процентов по долгосрочным кредитам.
Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов: