Эффективность государственного регулирования в условиях глобализации экономики
Логика развития мирового хозяйства в последней трети прошлого века со всей остротой поставила вопрос дальнейшего пути развития государства как особого субъекта социально-экономической системы. Структурные изменения мировой экономики, вызванные глобализацией, потребовали и перестройки всей системы государственных экономических институтов. Сразу следует отметить, что некорректно говорить об упразднении или уменьшении суверенитета государства, как национального образования. Невозможно упразднить основные функции государственного аппарата и «отнять» базовые инструменты проведения макроэкономической политики. Речь идет о том, что в условиях глобализации, под её прямым воздействием, коренным образом изменился механизм регулирования национальной экономики, а также методы и способы, используемые государством ранее. Факторы, повлиявшие на изменение роли государства, оказались напрямую связаны с дальнейшей деятельностью и трансформацией государственных институтов.
1. Глобализация значительно сузила возможность бесконтрольных действий правительств отдельных стран. Участие страны в ВТО, МВФ и других экономических образованьях резко сужает степень экономического и законодательного волюнтаризма, возникает необходимость унификации и согласования налоговой, бюджетной, кредитно-денежной, инвестиционной политики (т.е. всей макроэкономической стратегии отдельной страны). В глобальной экономике гармоничное и полноценное развитие национального хозяйства отдельной страны, возможно лишь при условии интеграции государства в единую мировую экономику, т.е. передача части функций государства (в лице законодательной и исполнительной властей) на наднациональный уровень – осознанная необходимость. Это не свидетельствует о «девальвации» национального государства, ведь решения о передачи полномочий принимаются и ратифицируются на уровне национальных институтов (например, такая практика является общепринятой в ЕС).
Кроме того, сближение налогового, инвестиционного и другого законодательства, особенно в наиболее продвинутых интеграционных объединениях, позволяют их участникам пользоваться преимуществами крупномасштабного производства, рассчитанного на объединенный рынок.
2. Несомненно, ведущая роль в либерализации мировой экономики, начавшаяся на рубеже 70-80-х годов XX века принадлежит глобализации. Либеральная модель «социального рыночного хозяйства» потребовало значительного уменьшения масштабов прямого государственного участия и регулирования экономики. В начале 80-х в развитых странах мира основной упор был сделан на сокращении государственного сектора в экономике. Разгосударствление и последующая приватизация затронули целый ряд отраслей экономики, ранее находившееся под исключительным государственным контролем. Прежде всего, приватизация затронула отрасли производственной инфраструктуры (энергетика, связь, транспорт), которые традиционно входили в сферу государственного предпринимательства, являясь объектом жесткого регулирования. Именно в этих отраслях – сфере естественных монополий – структурные изменения оказались наиболее масштабными. Реформирование естественных монополий позволило открыть рынки капитала и стимулировать конкуренцию в области потребления и производства газа, электроэнергии, транспортных перевозок. Государство вынуждено было пойти на эти шаги по двум причинам, во-первых, недостаток бюджетных средств – в современной экономике даже бюджет развитого государства, с мощной постиндустриальной экономикой, не в силах в полном объеме финансировать столь крупный государственный сектор хозяйства, подобные попытки приводят к росту бюджетного дефицита. Во-вторых, недостаток управленческого потенциала, т.е. неспособность государственного аппарата эффективно управлять естественными монополиями. Именно поэтому по инициативе самого государства была проведена модернизация организационных структур и методов управления принадлежащих ему компаний, с целью преодоления их убыточности.