Планирование объема производства продукции.
План производства и реализации продукции предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.
Производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам.
Типовая методика формирования программы включает в себя следующие этап ы:
• анализ выполнения плана производства в предплановом периоде;
• формирование портфеля заказов;
• расчет производственной мощности;
• планирование выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении;
• оценка производственной программы;
• разработка мер по реализации программы.
Рассмотрим содержание основных этапов.
Анализ выполнения плана производства в предплановом периоде.
Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по ассортименту базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:
• по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана);
• по удельному весу продукции, по которой выполнен план производства, в общем перечне наименований;
• с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная производственной программой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается).
Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени.
Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).
Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции, которая основывается на показателях:
• обобщающих (удельный вес продукции — новой в общем выпуске, сертифицированной, конкурентоспособной);
• единичных и комплексных, характеризующих свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);
• косвенных (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).
Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации.
Формирование портфеля заказов.
Осуществляется на стадии планирования продаж, которое проводится в рамках маркетинговых исследований.
Порядок формирования портфеля заказов и планирования продаж изложен в теме «Планирование продаж»