Показатели и методы оценки риска в планировании.

К группе правовых методов относятся страхование, залог, не­устойка (штраф, пеня), поручительство (гарантия), задаток.

Организационно-экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случае возникновения потерь. Они, как прави­ло, реализуются с помощью различных управленческих регламентов.

Рассмотрим наиболее распространенные методы снижения риска в стратегическом планировании

.

1. Страхование.

Страхование представляет собой систему возмещения убыт­ков страховщиками при наступлении страховых случаев из специ­альных страховых фондов, формируемых за счет страховых взно­сов, уплачиваемых страхователями.

Кроме страхования могут применяться перестрахование и со­страхование.

Перестрахование — это страхование, в соответствии с которым страховщик передает часть ответственности по рискам другим стра­ховщикам, называемым в этом случае перестраховщиками.

Сострахование — метод выравнивания и распределения круп­ных рисков между несколькими страховщиками. При этом каж­дый из них заключает со страхователем отдельный договор.

2. Поручительство.

Данный вид минимизации рисков предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответст­венность по его обязательствам перед кредитором. При этом воз­можна солидарная ответственность поручителя и должника. С по­мощью такого приема обеспечивается возвратность кредитов, выдаваемых банками.

3. Залог.

Данный метод снижения риска относится к способам обеспе­чения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодер­жатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогода­телем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетво­рение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

4. Распределение риска.

Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком).

При этом каждый участник выполняет запланированный про­ектом объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта.

5. Резервирование средств.

Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных рас­ходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе ре­ализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различ­ные «сбои» в работе.

Перейти на страницу: 1 2