Основные компоненты стратегического планирования.
Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
1. Определение миссии предприятия.
Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике.
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия
Основные направления, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели:
• доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию);
• эффективность;
• положение на рынке;
• ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые;
• производственная мощность предприятия;
• продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества;
• организационные изменения, касающиеся штатного расписания, производственной структуры);
• качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);
• социальная ответственность фирмы (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);
• потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха).
К целям предъявляются следующие требования:
а) Функциональность. Руководители различных уровней должны иметь возможность трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для своих звеньев.
б) Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий, быть избирательными, а не всеобъемлющими.
в) Множественность. Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия.
г) Достижимость, реальность. Цели должны быть достаточно напряженными, не расхолаживать сотрудников, но должны быть достижимыми, не выходить за пределы возможностей исполнителей.
д) Гибкость. Возможность корректировки целей в связи с изменениями во внешней и внутренней среде.
е) Измеримость. Это возможность количественной и качественной оценки целей в процессе их постановки и в процессе реализации.
ж) Конкретность. Необходимо однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать.
з) Совместимость. Все цели в системе должны быть совместимы. Долгосрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные — долгосрочным.
и) Приемлемость. Это совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом.