Совокупное предложение. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен.
Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С; спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I ; спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G; спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn. Поэтому формула совокупного спроса: AD
=
C
+
I
+
G
+
Xn
.
Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен.
Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов:
Не ценовые факторы совокупного спроса (4 группы):
1) Изменение в потребительских расходах: а) связанное с уровнем совокупных доходов; б) ожидания потребителя; в) налоги; г) задолженность потребителя.
2) Изменения в инвестиционных расходах: а) величина процентной ставки; б) ожидаемая прибыль от инвестиций; в) налоги и дотации; г) уровень развития технологии; д) наличие свободных производственных мощностей.
3) Изменение в государственных расходах: а) состояние экономики, циклические колебания рыночной коньюктуры; б) действия внешних факторов (стихийные бедствия); в) доля государственного сектора в экономике.
4) Изменение расходов на объем чистого экспорта: а) коньюктура мирового рынка; б) от конкурентно способности национальной экономики; в) изменение курса валют; г) величина национального дохода в зарубежных странах.
Равновесие в макроэкономике между уровнем цен и реальным объемом производства определяется точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие предполагает взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения для определения общего уровня цен и валового национального продукта в условиях свободного рынка. Это, в свою очередь, позволит обсудить два наиболее важных вопроса, стоящих как перед обществом в целом, так и перед правительствами стран, имеющих рыночную экономику: инфляцию и безработицу. Классическая модель достижения макроэкономического равновесия:
исходит из того, что рын. система способна к автоматическому саморегулированию. Важнейшей особенностью классической школы является положение о том, что предложение благ порождает спрос на эти блага. Это положение выражено в законе Сэя (экономический закон, по которому совокупный спрос автоматически поглощает весь объём продукции, произведенный в соответствии с существующей технологией и ресурсами в условиях экономики с гибкими ценами). Согласно этому закону каждый предприниматель, продав свой товар на рынке должен сразу же все полученные средства от продажи потратить на приобретение др. товаров.