Механизм рыночной системы. Теории стоимости и цены.
Товар — это продукт труда, предназначенный для обмена. Но для того что бы стать товарам продукт должен обладать двумя свойствами: стоимостью и потребительской стоимостью. Каждый товар носит двойственный характер. С одной стороны — как потребительская стоимость, а с другой — он есть результат человеческого труда, т.е. обладает стоимостью. Стоимость — категория трудовой теории стоимости, определяется количеством абстрактного труда, затраченного на производство данного товара. Стоимость товара есть овеществленный в нем абстрактный общественный труд, а стоимость как общественное отношение проявляется только в обмене, в своей конкретной форме — меновой стоимости. Эта теория стоимости была разработана К.Марком, хотя основы ее заложили Смит и Риккардо, и послужила основой марксистского экономического учения. Одна из серьезных ошибок марксист.теории заключается в том, что Маркс с самого начала отказался от анализа второй товара — потребительской стоимости; он признал, что она не является предметом политэкономии, и поэтому проследил лишь одну сторону товара — движение стоимости. Учёные следующих поколений обратили внимание и на потребительскую стоимость, на ее роль в развитии человека и общества, в поведении человека в общественном производстве. Результатом явилась другая теория стоимости — теория предельной полезности, которая в результате ее уточнения, усовершенствования стала основой современных экономических теорий стоимости и цены.