Роль малого и среднего бизнеса в предпринимательской деятельности
Важным фактором формирования рынка является развитие малого предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства [1, c.109].
При отнесении предприятий к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.
По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:
1) не имеющие потенциала для роста (такие предприятия занимают небольшую нишу, например, охватывают малый по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);
2) быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий.
По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий.
Современная экономика развитых стран в подавляющем большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99 % (в Японии). Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Он относится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени.
Роль малого бизнеса не всегда понималась правильно. В 1960-е годы преобладала тенденция на сворачивание малого бизнеса, когда происходило массовое поглощение малых фирм крупными компаниями. Считалось, что малый бизнес менее эффективен по сравнению с крупным. Резкое изменение отношения к малому бизнесу началось в 1970-е годы, когда значительно снизились темпы роста национального продукта и производительности труда. Большинство развитых стран столкнулось с огромной инфляцией и безработицей. Глобальный экономический кризис, вызванный гигантскими масштабами хозяйствования, привел к переоценке места и роди малого бизнеса в экономике. Пришло понимание того, что наемный работник не есть самый лучший работник, так как у него нет экономических и социальных корней в обществе. С этого момента начинается стремительное развитие малого бизнеса и становление класса мелких собственников, которые и составили ядро современного среднего класса, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность государств [4, c.118].