Современная мировая валютная система
МВС зарождается на определенном этапе интернационализации хозяйственной жизни, когда перемещения денежных потоков между странами достигают такой интенсивности и масштабности, которые способствуют формированию зрелых мировых финансовых центров (МФЦ) и требуют упорядочения условий обмена валют и предоставления кредитно-финансовых ресурсов. МФЦ выступают составными элементами международного рынка капитала во всех его проявлениях – рынка золота, валюты, банковских кредитов, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран[3]. При изменении данных условий периодически возникает ее кризис, который завершается крушением старой и созданием новой валютной системы, хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования. Становление и структурная перестройка МВС (сменяемость ее форм) предопределяются потребностями функционирования ведущих МФЦ. При этом утрата приоритетного значения одним из них в пользу другого всегда являлась результатом крупных и, часто, длительных войн. Ведь воюющие стороны вынуждены были изыскивать средства на покрытие военных расходов, обычно превышающих возможности внутреннего финансового рынка.
Импорт в кредит военно-стратегических материалов и продовольствия уменьшал потенциальный разрыв между располагаемыми и необходимыми финансовыми ресурсами. Возникавшие на этом фоне перемещения капиталов приводили к относительному изменению положения сложившихся на соответствующий период МФЦ. Следовательно, менялось и мировое значение лежавших в основе их функционирования национальных денежных единиц.
МФЦ всегда формировались на территории развитых капиталистических государств, для которых вывоз капитала неотъемлемую черту экономики. Поэтому финансовые центры этих стран выступают, в первую очередь, как рынки национального капитала. С другой стороны, они служат местом сосредоточения международного капитала.
Современная валютная мировая валютная система, называемая Кингстонской, или Ямайской, по существу является системой плавающих валютных курсов. Ею предусматривается более широкая возможность выбора при определении странами цены национальной валюты. Это проявляется в установлении и изменении валютного курса по усмотрению государства. Возможности использования официального паритета в любом валютном эталоне, но только не в золоте; использовании различных пределов колебания рыночного курса вокруг паритетного, а также в отказе (полном или почти полном) от прямого вмешательства государства в лице его монетарных органов власти в процесс курсообразования.
Но, поскольку цена основных валют, в т.ч. американского доллара, сохранившего в современной МВС позиции главной ключевой валюты, стала определяться рынком, все остальные валюты на деле тоже начали «плавать». Их курсы независимо от избранного режима в значительной степени определяются динамикой курса американской валюты, политикой американского правительства.
Что касается золота, бывшего, по крайней мере, формально, якорем устойчивости Бреттон-Вудской МВС, то юридически, согласно пересмотренному Уставу Фонда, оно демонетизировано. Отменена его официальная цена, установлен запрет на фиксацию золотого содержания денежных единиц и использование золота в расчетах стран-участниц по операциям с МВФ. Как средство накопления оно продолжает служить официальным резервным активом. И хотя в совокупных физических запасах государств его доля сокращается, в стоимостном объеме золотовалютных резервов она то понижается, то повышается в зависимости от рыночной цены металла.
Обретенная государствами формальная свобода в сфере установления курсов валют не означает, что влияние Фонда на современную МВС уменьшается. Государства-члены должны на основании IV статьи его Устава быть под «строгим надзором» МВФ, который осуществляется, как правило, ежегодно в форме периодических консультаций, затрагивающих по существу все экономическое и социальное положение страны в целом. То, что Фонд утратил в сфере чисто валютного регулирования, он более чем компенсировал вмешательством в макроэкономическую политику государств, особенно ощутимым странами, оказавшимися в трудном валютно-финансовом положении. При их кредитовании выдвигаются жесткие условия, выходящие далеко за пределы чисто валютной сферы.
Если раньше кредитная поддержка МВФ предназначалась для содействия странам в исполнении бреттонвудских принципов (например, поддержание фиксированных долларовых паритетов), то в постбреттонвудский период кредитная деятельность Фонда на основе «строгого надзора» за экономической политикой государств позволяет ему культивировать в них идеологию неолиберального капитализма в духе так называемого «Вашингтонского консенсуса», достигнутого в начале 1980-х годов администрацией США и ведущими международными организациями – МВФ и Всемирным банком. Основные установки «Вашингтонского консенсуса»: регулирование экономики с помощью «невидимой руки» рынка, неограниченная свобода внешнеэкономической деятельности, устранение государства от регулирования экономических процессов, приоритет монетарной политики, отрицание альтернативных моделей развития, недооценка страновой специфики и характера текущих проблем развивающихся экономик.