Оценка эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
, [3]
где RО – рентабельность оборота; ТО – выручка от реализации за период; КОб – коэффициент оборачиваемости (скорость оборота активов).
Детализация каждого из элементов уравнения позволяет получить перечень факторов и абсолютных и относительных показателей, влияющих на общий уровень рентабельности.
Профессором Николаевой Т.И. была предложена методика системной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли, содержащая определенный перечень показателей, позволяющих судить об эффективности коммерческой деятельности торговой организации (таблица 1).
Таблица 1 – Система показателей оценки коммерческой работы организаций торговли
Направление коммерческой деятельности |
Показатели эффективности коммерческой работы |
Ассортимент товаров и его формирование |
Широта ассортимента |
Глубина ассортимента | |
Коэффициент обновления ассортимента | |
Коэффициент устойчивости ассортимента | |
Планирование товарного предложения и обеспечение товарами |
Индекс роста товарооборота |
Прирост (сокращение) времени обращения товаров | |
Степень соответствия товарных запасов нормативу | |
Индекс выполнения плана закупок | |
Степень выполнения договорных обязательств поставщиками | |
Ритмичность поступления товаров по ассортименту | |
Коэффициент допустимого уровня качества товаров | |
Индекс валового дохода | |
Формирование и стимулирование спроса |
Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса |
Степень обновления ассортимента | |
Коэффициент завершенности покупки | |
Объем и структура неудовлетворенного спроса | |
Рентабельность рекламных мероприятий | |
Экономическая эффективность коммерческой деятельности |
Прирост валового дохода от коммерческих операций |
Прирост прибыли от коммерческой деятельности | |
Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров |
Первый блок в системе оценки коммерческой деятельности — «Ассортимент товаров и его формирование» — состоит из четырех показателей: широта, глубина ассортимента, коэффициенты обновления и устойчивости ассортимента. Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли, как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также о работе организаций по обновлению ассортимента. Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценки работы предприятия, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня. В ассортиментной политике должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах.
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Данный информационный блок предлагается дополнить расчетами устойчивости (стабильности) ассортимента, что позволит судить об отсутствии (наличии) перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ широты и устойчивости (стабильности) ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью. [4]