Современные формы организации малого бизнеса
1) Ассоциации малого бизнеса (при префектурах).
Это добровольные группировки. Имеют свой банк. Соответственно имеют льготное кредитование. Приоритетными для банка являются: члены ассоциации, постоянные клиенты банка, предприятия, занимающиеся программами развития малого бизнеса. Не все хотят попасть в ассоциацию, т.к. есть отчисления, обязательства.
2) Для научно-технического малого бизнеса: "Технопарки".
Создается набор дорогостоящих основных средств. Предприятия, входящие в эту структуру, арендуют их на время и т.д.
3) Бизнес-инкубаторы.
Создаются готовые офисы. Предприниматель составляет бизнес-план. Этот бизнес-план обсуждается. Предоставляется офис. Смысл: поддержка бизнеса на первых порах.
4) Франчайзинг. (франшиза - льгота)
Контрактное взаимодействие между франчайзером (главным предприятием) и франчайзингом (франчайзи) (предприятием-оператором). Предприятие-оператор является собственником. Фирма-франчайзер передает технологии и методики, а также товарный знак. Франчайзер (у него более 1000 операторов) через предприятия-операторы делает свою рекламу, имидж и т.д.
Франчайзер передает: символику и товарный знак, технологию, проводит обучение, помощь специалистов по маркетингу, по учету, по дизайну и т.п.
Оператор: должен иметь приличные начальные средства, не допускается нарушение внешнего вида, не допускает изменение технологии (даже по количеству человек), обязательства выплачивать с объема продаж определенный процент, обязательства выплачивать с объема продаж определенный процент;
выделение средств на рекламу - 4% от объема продаж
Недостатки: двойной учет (франчайзер и оператор), оператору запрещено заниматься диверсификацией.
Франчайзер разрабатывает пакет льготного предпринимательства. В нем рассматриваются:
1. Факторы размещения (характер улиц, транспортные потоки, окружающую среду, учет местных условий, что находится рядом).
2. Технологические факторы.
3. Факторы обучения.
4. Разработка пособий для операторов (рассказ о системе, о видах оборудования).