Заключение
Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда. Компании, находящиеся в кризисных условиях, увольняют сотрудников или практикуют систему длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, в России сформировалась скрытая безработица и масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам». Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Главными стратегическими целями регулирования занятости являются повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создать условия для организации новых рабочих мест.
Государственная антикризисная программа уже принята и начала действовать. Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлены на опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила, переобучение работников и повышение их квалификации.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений в условиях кризиса.
[1] Макроэкономика. С.Н. Ивашковский. с 103.
[2] Экономика. Под редакцией А.С. Булатова. с. 302
[3] Курс экономической теории. Под редакцией М.И. Плотницкого. с.342
[4] Экономика. Под редакцией А.С. Булатова. с. 302
[5] Введение в макроэкомику. Т.Ю. Матвеева. с. 246
[6] Макроэкономика. С.Н. Ивашковский. с 104.
[7] Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
[8] Федеральная служба по труду и занятости. Бюллетень «Российский рынок труда: обзор текущих тенденций» Мониторинг состояния рынка труда. с.10.
[9] Макроэкономика. С.Н. Ивашковский. с 105
[10] Экономическая теория. Под редакцией А.Г. Грязновой. с.449
[11] Введение в макроэкомику. Т.Ю. Матвеева. с.247
[12] Экономическая теория. Под редакцией А.Г. Грязновой. с.450
[13] Введение в макроэкомику. Т.Ю. Матвеева. с.247
[14] Экономическая теория. Под редакцией А.Г. Грязновой. с.450
[15] Следует иметь в виду, что эта формула обратная, так как основной является производственная функция, т.е.зависимость объема выпуска от уровня занятости
Введение в макроэкомику. Т.Ю. Матвеева. с.252
[16] Введение в макроэкомику. Т.Ю. Матвеева. с.250
[17] Макроэкономика. С.Н. Ивашковский. с. 117
[18] Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
[19] Минздравсоцразвития России www.minzdravsoc.ru
[20] Журнал «Мировое и национальное хозяйство» №2(9)2009 www.mirec.ru
[21] Макроэкономика. Галаева Е.В., Корсакова А.А. с.156
[22] Журнал «Мировое и национальное хозяйство» №2(9)2009 www.mirec.ru