Спрос на деньги
Спрос на деньги — объем активов в денежной форме (таких, как наличность и чековые депозиты), которые население выбирает для того, чтобы держать их в своих портфелях. Иными словами, предъявляя спрос на деньги, люди осуществляют часть решений по распределению активов в своих портфелях. Спрос на деньги зависит от ожидаемого дохода, от риска и от ликвидности денег и других активов.
У денег есть две особенности. Во-первых, они являются наиболее ликвидным активом, и в этом главный смысл их держания людьми. Во-вторых, наличность на руках не создает дохода. Но и банковские деньги дают низкий доход в сравнении с менее ликвидными активами. Держание денег на руках имеет свои альтернативные затраты (свою упущенную выгоду). Эти затраты — упущенный процент, который мог бы быть заработан этими деньгами, если бы их поместили в менее ликвидные активы. Существование этих альтернативных затрат предполагает, что кривая спроса на деньги наклонена вниз. Спрос на деньги принадлежит закону спроса. Упущенная цена держания денег на руках — процент. Если процент повышается, то величина спроса на деньги понижается, и наоборот.
Тем не менее, для держания денег на руках есть свои мотивы. Первый из них - трансакционный мотив, т. е. мотив иметь при себе наличность на случай заключения сделки, операции (трансакции). Второй — мотив предосторожности, особенно знакомый, прежде всего пожилым людям (иметь наличность или банковские деньги на случай немедленной потребности в них). Наконец, третий мотив — спекулятивный. Для тех, кто регулярно участвует в спекулятивных операциях, определенный объем спроса на деньги является обычной необходимостью.
На спрос на деньги воздействуют различные макроэкономические переменные: уровень цен, реальный ВНП, ставка процента. Более высокий уровень цен и ВНП увеличивает потребности населения в ликвидных средствах и тем самым повышает спрос на деньги. При прочих равных условиях номинальный спрос на деньги пропорционален уровню цен. 20 лет назад мы могли пообедать за 1 р., сегодня — за 200 р. Так как цены выросли в 200 раз, количество денег для оплаты наших покупок тоже должно было вырасти в 200 раз.
Более богатый человек делает больше покупок, чем бедный. Так и экономика в целом — чем выше ВНП, тем больше скупок и сделок (трансакций), а следовательно, больше спрос на деньги. Но нет необходимости в том, чтобы рост ВНП и рост спроса на деньги были пропорциональны. Рост спроса на деньги обычно отстает от роста ВНП, так как, во-первых, более доходные группы населения и более богатые фирмы часть доходов направляют в мало ликвидные активы получения процента (т. е. эта часть доходов не служит источником спроса на деньги), во-вторых, совершенствование финансовой системы создает немало привлекательных альтернатив для денег (применение, например, таких денежных заменителей, как кредитные карточки).
Если предположить, что риск и ликвидность постоянны, то спрос на деньги зависит от ожидаемой отдачи одновременно как от денег, так и от не денежных активов. Если вы обладаете государственной ценной бумагой, дающей доход 50% в год, и депозитом, дающим 16%, то вы, конечно, предпочтете максимально возможную часть доходов использовать для покупки гособлигаций. Россияне на своем практическом опыте все еще слабо ощущают эти различия вследствие того, что наша финансовая система не предлагает широкого выбора денежных и не денежных активов.