Специфика и проблемы разработки бизнес-планов инвестиционных проектов в Республике Беларусь
На мой взгляд, специфика составления бизнес-плана в Республике Беларусь состоит в том, что у нас в стране разработаны свои правила[1] по написанию бизнес-планов инвестиционных проектов. С одной стороны в этих правилах предусмотрена государственная поддержка инвестиционных проектов (если таковая будем использоваться, то объём бизнес-плана значительно увеличится), а с другой данное постановление в принципе основано на методике составления бизнес-планов по международным стандартам UNIDO. Т.е. при планировании нового бизнеса можно пользоваться господдержкой, а можно обойтись и без таковой, если средства планируется привлечь из другого источника. В любом случае, бизнес-план, составленный по этим правилам, будет принят как национальным инвестором, так и зарубежным.
Однако, в настоящее время, социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Беларуси в результате осуществления экономических реформ, характеризуется спадом производства во многих отраслях промышленности, обнищанием определенной части населения. И поэтому хочется отметить ряд проблем, возникших на данной почве.
Во-первых, вышеупомянутые мною правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов были составлены в большей степени для производства. Т.е. для инвестиционного проекта, в котором подразумевается предоставление услуг, будет гораздо сложнее разработать качественный бизнес-план. Ведь все требования изложены для предприятий, работающих в промышленной отрасли.
Во-вторых, при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта плохо анализируется рынок. И, как правило, завышены объемы продукции. Особенно это просматривается на государственных предприятиях. Т.е. по показателям бизнес-план эффективен, а на самом деле всё оказывается далеко не так. К примеру, спрогнозировали производство и реализацию 100 деталей в год, а реализовали в итоге всего 70 штук. Т.е. нарушаются объёмы реализации товаров и срок окупаемости значительно увеличивается. Получается, что будущая прибыль считается очень хорошо, подход к анализу рынков сбыта и стратегии маркетинга очень слабенький. На мой взгляд эта проблема сейчас является самой важной при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта. И ей следует уделять гораздо большее внимание, чем другим разделам.
Также, хочется указать на ещё одну проблему, которая возникает уже на конечной стадии составления бизнес-плана инвестиционного проекта. А именно на стадии его проверки. Как известно, многие предприятия прибегают к помощи консалтинговых компаний, которые за них разрабатывают весь бизнес-план. И зачастую, для многих организаций бизнес-план – это всего лишь формальность. Возможно, чтобы получить кредит, начать свое дело и т.д. Т.е. при таком формальном подходе к анализу бизнес-плана не обращают должного внимания на его содержание. Поэтому и получается, что все коэффициенты выглядят красочно и привлекательно, и весь проект готов очень быстро окупиться. А в итоге получается, что всё далеко не так хорошо, производство оказывается убыточным, а расплатиться за полученные кредиты и инвестиции не получается….