Рекомендации по написанию бизнес-плана инвестиционного проекта
Итак, хочется поговорить немного о структуре схемы бизнес-плана, которую можно увидеть ниже. Объём разделов зависит от масштаба и размера нового предприятия, которое планируется открыть. Если вы хотите открыть маленькое предприятие, которое будет приносить небольшой, но стабильный доход, то можно вполне использовать минимум страниц в бизнес-плане. Ну, а если вы хотите открыть большое предприятие, которое будет приносить большие доходы, в которое нужно вложить много усилий и средств, как финансовых, так и моральных, то вам просто необходимо подробно всё описывать в своём бизнес-плане, потому что одна, даже небольшая, ошибка сделает напрасной всю работу.
Следует избегать лишних деталей в “теле” бизнес-плана. Все сноски, замечания, объяснения, комментария, мнения и др. Переносите в приложения бизнес-плана, ведь для этого оно и нужно. В “теле” бизнес-плана должно быть только самая важная информация – анализы и исследования. Думаю, что многие банкиры и инвесторы не любят читать бизнес-планы, в которых нет никакого порядка.
Однако, анализы и исследования должны быть максимально полными. Ведь, инвесторам хочется знать перспективы и объективные оценки того бизнеса, в который они собираются вкладывать свои деньги. Структура схемы бизнес-плана:
Введение (1 стр.) Здесь нужно укажить авторов этого бизнес-плана и все контактные данные.
Резюме (1-3 стр.). Этот блок оставьте напоследок. В Резюме кратко опишите все важные моменты этого бизнес-плана.
Предназначение предприятия, стратегические планы и т.д. (1-2 стр.). Здесь также кратко опишите, каковы самые главные цели, которые поставлены перед вами, каковы будут действия для достижений этих целей, какое предназначение нового предприятия, какие будут использованы стратегические планы для достижения цели, каков желаемы доход и т.д.
Ваш статус (1-5 стр.). В этом блоке укажите все успехи в бизнесе (финансы, продажи, новые технологии и т.д.).
Информация о Вашем товаре или услуге (1-3 стр.). Здесь опишите ваш товар или услугу, все преимущества перед товарами или услугами конкурентов, способы их производства, пути их доставки и т.д. В общем, этот раздел должен быть посвящён полностью товарам или услугам.
Исследования рынка (3-6 стр.). В этом блоке поместите исследования рынка, которое было проведено ранее. Масштаб рынка, основные торговые марки, перечисление всех конкурентов, описание пожеланий клиентов и др.
Маркетинговые стратегии, планы продаж и т.д. (3-6 стр.). Здесь опишите, за счёт, каких качеств клиенты будут приобретать именно ваш товар или услугу. Укажите также каков, по вашему мнению, будет размер продаж, укажите методы борьбы с конкурентами, укажите все затраты связанные с этим, и т.д.
Технологии производства (0-2 стр.). В этом разделе опишите все используемые технологии производства или услуг. В принципе, не обязательный раздел, но если у вас крупный бизнес, то без него никак не обойтись.
Производство (2-5 стр.). Здесь опишите всё производство товара или услуги. Укажите все расходы, потраченные на производство продукта. Здесь же можно указать планы по поводу развития производственного процесса.
Персонал (2-3 стр.). В этом разделе перечислите весь персонал предприятия, также здесь опишите иерархию компании, то есть, кто есть кто. Здесь же можете указать все расходы, потраченные на зарплату рабочему персоналу.
Финансовый план (4-8 стр.). Самый большой раздел схемы. Здесь коротко и ясно покажите, сколько вы планируете заработать, сколько планируете потратить на развитие бизнеса, какая, по вашему мнению, будет чистая прибыль и т.д. Уделите этому разделу много внимания, так как он чрезвычайно важен и для инвесторов.
Финансовые требования, сроки и т.д. (0-2 стр.). В этом блоке укажите, откуда будут поступать финансы, финансовые требования, сроки возможной окупаемости. Если бизнес-план пишется для инвесторов, то в этом блоке вы должны их убедить, что их инвестиции будут им возвращены.
Исполнение (1-3 стр.). Здесь опишите сроки действия данного бизнес-плана, некоторые пути для достижения главной цели и т.д.
Заключение (1 стр.). Ну, и, наконец, заключение. В этом разделе подведите всему итог. Объясните, почему предприятие преуспеет, и будет приносить дивиденды, тем, кто в него вложил свои деньги.
Приложение. Описания, объяснения, возможные сноски, комментария, мнения, все таблицы, все изображения и др. – всё это приложение. Оно предназначено для того, что бы читатель мог сконцентрироваться на анализах и исследованиях в бизнес-плане, а не на чём-то лишнем.
Так, после разработки структуры схемы бизнес-плана хочу ещё дать ряд рекомендаций по написанию качественного документа.
Составлять бизнес-план можно только на основе его “черновика”, или схемы, которая состоит из заголовков основных разделов бизнес-плана.
Самые сложные разделы в бизнес-плане, это те разделы, которые касаются продаж и финансов, так как именно эти понятия и определяют развитие бизнеса. Поэтому следует ответственно отнестись к этим разделам.