Введение

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или поселок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

Моногород — город, основная часть работоспособного населения которого трудится на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля. По определению руководителя проекта «Моногорода и градообразующие предприятия», моногород — это поселение, организации или жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта.

Характеристика социально-экономического положения муниципального образования включает общую информацию о муниципальном образовании ( по району – включая каждое городское, сельское поселение) с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, структуре экономики, главных транспортных магистралях, состоянии окружающей среды.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования проводится (количественных и качественных показателей) за предшествующий 3-5 летний период по направлениям:

а) качество жизни населения:

· демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);

· рынок труда и занятость населения;

· доходы населения;

б) состояние социальной сферы:

· здравоохранение;

· социальное обслуживание;

· образование;

· физкультура, спорт, туризм;

· культура;

· безопасность населения;

· в) состояние и использование имущества и земли:

· муниципальная собственность;

· государственная собственность;

· состав земель и их использование;

г) финансовые институты:

· страховая система;

· кредитная система;

· д) финансовое положение:

· государственные и муниципальные финансы, межбюджетные отношения;

· налоговый потенциал;

· финансовая деятельность организаций, состояние платежей и расчетов;

е) структура экономики:

· добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды;

· наука и научное обслуживание;

· сельское хозяйство;

· дороги, транспорт и связь;

· торговля и услуги населению;

ж) инвестиции, строительство;

з) малое предпринимательство;

и) жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территории;

к) энергетика;

л) природный потенциал и охрана окружающей среды (водные ресурсы, лесные ресурсы, минерально-сырьевая база, атмосферный воздух, отходы производства и потребления);

м) регулирование планирования и застройки территорий;

н) состояние системы управления.

Для анализа могут быть использованы таблицы.

Для более объективной оценки необходимо среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями муниципальных образований, сходных по специализации и структуре экономики.

Также следует использовать показатели, которыми располагает администрация муниципального образования по направлениям, не охваченным статистическим наблюдением, но важными для проведения анализа социально-экономического положения муниципального образования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4