Введение
Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или поселок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
Моногород — город, основная часть работоспособного населения которого трудится на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля. По определению руководителя проекта «Моногорода и градообразующие предприятия», моногород — это поселение, организации или жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта.
Характеристика социально-экономического положения муниципального образования включает общую информацию о муниципальном образовании ( по району – включая каждое городское, сельское поселение) с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, структуре экономики, главных транспортных магистралях, состоянии окружающей среды.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования проводится (количественных и качественных показателей) за предшествующий 3-5 летний период по направлениям:
а) качество жизни населения:
· демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
· рынок труда и занятость населения;
· доходы населения;
б) состояние социальной сферы:
· здравоохранение;
· социальное обслуживание;
· образование;
· физкультура, спорт, туризм;
· культура;
· безопасность населения;
· в) состояние и использование имущества и земли:
· муниципальная собственность;
· государственная собственность;
· состав земель и их использование;
г) финансовые институты:
· страховая система;
· кредитная система;
· д) финансовое положение:
· государственные и муниципальные финансы, межбюджетные отношения;
· налоговый потенциал;
· финансовая деятельность организаций, состояние платежей и расчетов;
е) структура экономики:
· добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды;
· наука и научное обслуживание;
· сельское хозяйство;
· дороги, транспорт и связь;
· торговля и услуги населению;
ж) инвестиции, строительство;
з) малое предпринимательство;
и) жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территории;
к) энергетика;
л) природный потенциал и охрана окружающей среды (водные ресурсы, лесные ресурсы, минерально-сырьевая база, атмосферный воздух, отходы производства и потребления);
м) регулирование планирования и застройки территорий;
н) состояние системы управления.
Для анализа могут быть использованы таблицы.
Для более объективной оценки необходимо среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями муниципальных образований, сходных по специализации и структуре экономики.
Также следует использовать показатели, которыми располагает администрация муниципального образования по направлениям, не охваченным статистическим наблюдением, но важными для проведения анализа социально-экономического положения муниципального образования.