Сотрудничество Италии и России
Многие регионы Италии в последнее время, особенно в связи с кризисом, начинают активно выходить на международный рынок. Кризис сильно ударил по крупным итальянским компаниям, что отразилось на их финансовом состоянии. В то же время количество членов Итало-Российской торговой палаты в кризис выросло.
В отличие от предпринимателей многих других стран ЕС, итальянцы практически не сократили своего присутствия в России в период кризиса, а в последнее время их активность здесь даже возросла. Основное присутствие итальянских малых предприятий в России приходится на сектор одежды, обуви, кулинарии.
Что касается моды, речь идет как о представительствах итальянских компаний в России, так и совместных производствах. В области кулинарии мы наблюдаем как франчайзинг, так и открытие собственно итальянских кафе и ресторанов в России. Кроме этого, Италия традиционно славится промышленным производством, и в России итальянцы торгуют керамикой, плиткой, электроэнергетическими установками малой мощности и компонентами для разного рода производств.
Созданная гигантами Fiat, Eni, Pirelli, сейчас Итало-Российская торговая палата на 90% работает с малым и средним бизнесом
Итало-Советская торговая палата была учреждена в 1968 году как инструмент делового сотрудничества Италии с СССР. В таком виде она просуществовала до 1992 года, когда ей пришлось искать новые форматы работы в новых экономических условиях, разрабатывать иной спектр услуг для российского и итальянского бизнеса. С 90-х годов Итало-Российская торговая палата стала уделять значительно больше внимания поддержке малых и средних компаний, ведущих деятельность на территории России и Италии.
Хотя Итало-Российскую торговую палату в 1968 году создавали такие промышленные гиганты, как, например, Fiat, Eni, Pirelli, изначально подразумевалось, что организация будет содействовать привлечению в проекты крупного бизнеса небольших фирм. В том же проекте Fiat по созданию автозавода «Жигули» в Тольятти (итальянская Fiat стояла у истоков создания завода «Автоваз» и первых моделей автомобилей ВАЗ в 60-70-е годы) участвовали сотни, если не тысячи малых и средних итальянских компаний, обеспечивших производство необходимыми компонентами.
В подписанном 14 октября 1994 года Президентом России и премьер-министром Италии Договоре о дружбе и сотрудничестве между Россией и Италией отмечалось, что акцент в деятельности Итало-Российской торговой палаты будет сделан именно на оказание практической помощи малым и средним фирмам, не имеющим опыта и не располагающим квалифицированным персоналом в области внешнеэкономической деятельности. Сейчас более 90% членов палаты - представители малого и среднего бизнеса, организация помогает им выходить на международный уровень. Естественно, речь не идет о политической поддержке - такого рода вопросы решают посольства, консульства, торгпредства. Итало-Российская торговая палата помогает на «повседневном уровне» - предоставляет консультации, разъясняет налоговые и таможенные правила, устанавливает деловые контакты, помогает в получении виз. Российский предприниматель может заказать у нас маркетинговое исследование интересующих его секторов итальянского рынка.
Между тем, Итало-Российская торговая палата плотно взаимодействует с правительствами Италии и России через участие в Межправительственном совете по экономическому, научно-техническому и финансово-кредитному сотрудничеству. Палата также является исполнительным секретариатом Комитета предпринимателей по деловому сотрудничеству между Россией и Италией, действующего под эгидой Межправительственного совета. На заседаниях комитета предприниматели осуждают волнующие их вопросы - законодательство, визы, квоты, миграционную политику. Надо отметить, что Комитет является местом, где предприниматели могут не только высказаться, но и на месте получить оперативную реакцию со стороны представителей посольств России и Италии.