Введение
Недостаточная степень разработанности происходящих изменений в государственном регулировании трансформационной экономики в отечественной литературе, наличие значительного круга дискуссионных вопросов и определили выбор темы диссертации, цель исследования, его логику и структуру.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических основ, эффективных форм и методов государственного регулирования важнейших сфер трансформационной экономики. Указанная цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
- обосновать объективную необходимость и особенности государственного регулирования экономики в период становления рыночных отношений;
- определить формы и методы государственного регулирования и вы-явить их тенденция и противоречия;
- исследовать взаимосвязь государственного регулирования и саморегулирования трансформационной экономики;
- разработать конкретные предложения по взаимодействию органов государственной власти с предпринимательскими структурами в условиях трансформации экономики, политики и права в стране;
- научно обосновать важнейшие направления государственного регулирования банковской системы в новой экономике.
Объектом исследования являются экономические отношения и процессы, имеющие место в период хозяйственной трансформации.
Предметом исследования выступают политэкономические аспекты преобразования отношений, складывающихся в процессе государственного регулирования экономики при переходе к рынку.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам трансформации государственного регулирования экономики в условиях осуществления радикальных экономических реформ.
В диссертационной работе использованы положения классических и неоклассических экономических теорий.
Решение поставленных задач осуществлялось на основе критического восприятия нормативно-правовых документов федерального, местного уровня, а также отечественных и международных материалов по исследуемой проблеме. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, опираются на анализ статистического материала о функционировании экономики Российской Федерации в целом и Республики Татарстан, в частности. Использовались также опубликованные в периодической печати результаты социологических исследований, материалы Торгово-промышленной палаты РТ. Основополагающий принцип методологического подхода к исследованиям данной проблемы основан на признании объективной сущности государственного регулирования экономики в условиях ее трансформации.
Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: анализа и синтеза, единства исторического и логического анализа, качественно-количественного анализа, системного подхода, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализов. При проведении научных исследований широко использовались статистические методы. Ф Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: дополнена характеристика понятия государственного регулирования экономики применительно к условиям ее трансформации; сделан вывод о том, что в современных условиях на передний план выдвигается проблема повышения эффективности деятельности самого государственного аппарата управления; доказана объективная необходимость государственного регулирования трансформационной экономики, совершенствования его механизмов, боле тесной и рациональной координации действий с частным сектором и организациями гражданского общества; с учетом специфики осуществления радикальной экономической реформы в России определены факторы и условия, обусловливающие границы государственного регулирования трансформационной экономики; раскрыта и показана взаимосвязь государственного регулирования и саморегулирования переходной экономики; активизация роли государства на данном этапе должна не противопоставляться процессам рыночного реформирования, а сочетаться с ними; доказано, что по мере движения российской экономики к более развитому состоянию роль и значение государственного регулирования будет уменьшаться; однако это будет происходить волнообразно, то есть уменьшение роли государства будет чередоваться с периодами ее возрастания; научно обоснована постановка жизненно важной для становления, функционирования и развития экономической системы проблемы взаимодействия субъектов государственной, законодательной и исполнительной власти с предпринимательством как доминирующим субъектом трансформационной экономики; определены основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности (правовая база, формирование конкурентной среды, расширение масштабов государственных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата); обоснована необходимость и выявлены основные принципы государственного регулирования банковской системы в условиях трансформации экономики (обеспечение подконтрольности деятельности субъектов экономики уполномоченным государственным органов, защита прав клиентов, контрагентов и инвесторов, гарантия невмешательства третьих лиц в операционную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством, разумный протекционизм по отношению к отечественным участникам рынка и др.).