Общая характеристика законодательства ОБ ОЭЗ
Фундаментальную основу нового правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили
два федеральных закона, принятых 22 июня 2005 г.:
Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
(далее — Закон № 116-ФЗ).
Текст данного закона был создан группой специалистов Минэкономразвития РФ и Администрации Президента РФ и включил в себя новейшие достижения мировой практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов.
Первоначально Закон № 116-ФЗ регулировал следующие базовые вопросы:
-типы особых экономических зон в России;
-создание и прекращение деятельности особых экономических зон;
-правовое положение резидентов особой экономической зоны;
-государственное регулирование и государственный контроль на территории особой экономической зоны;
-порядок заключения, изменения и расторжения, а также существенные условия соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, заключаемых с инвесторами на территории особой экономической зоны;
-порядок предоставления земельных участков инвесторам и режим землепользования в особой экономической зоне;
-основы налогообложения резидентов особых экономических зон и таможенный режим особой экономической зоны;
-государственные гарантии резидентам особых экономических зон.
Впоследствии Закон № 116-ФЗ был отредактирован федеральными законами № 76-ФЗ от 03.06.2006 г., № 232-ФЗ от 18.12.2006 г. и № 240-ФЗ от 30.10.2007 г. В этих законах были представлены положения о туристско-рекреационной деятельности, о порядке проведения резидентами мероприятий, предусмотренных бизнес-планом в части строительства, и введены положения об особых экономических зонах портового типа.
2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 22.07.2005 г.
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”» (далее — Закон № 117-ФЗ).
Данный закон вступил в силу с 1 января 2006 г. и внес ряд
существенных изменений в другие законодательные акты, касающиеся особого режима предпринимательства на территории особой экономической зоны, в частности:
- в Налоговый кодекс РФ в части налоговых льгот и порядка
налогообложения резидентов особой экономической зоны;
- в Таможенный кодекс РФ в отношении особенностей режима свободной таможенной зоны;
- в Земельный кодекс РФ в части прав арендатора земельного
участка на территории особой экономической зоны;
- в Градостроительный кодекс РФ о порядке согласования и
выделения земельных участков на территории особой экономической зоны.
На данный момент были введены в действие следующие подзаконные акты.
1. Указ Президента РФ № 855 «О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 22.07.2005 г. Данным Указом в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был образован новый федеральный орган исполнительной власти. На него возложены полномочия по осуществлению управления особыми экономическими зонами, — Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Агентство подведомственно Министерству экономического развития и торговли РФ. Соответствующее изменение внесено в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ № 649 от 20.05.2004 г. Издан Указ Президента РФ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 г., которым были внесены изменения в систему государственных органов. Однако РосОЭЗ остался в подчинении Министерства экономического развития и торговли (в дальнейшем мы будем часто использовать устоявшееся сокращенное название — МЭРТ), хотя само оно потеряло функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию торговли.