Что может помочь для решения задач при формировании и функционировании особых экономических зон?
В России сейчас отсутствует системность в сопровождении инноваций. Например, в Японии по каждому проекту образуются горизонтально и вертикально интегрированные группы. Нужно, чтобы всё действовало синхронно. А у нас, как только инноватор решит одну проблему, тут же возникает следующая проблема. Поэтому мало кто из иннноваторов проходит весь путь. Нужно развитие инфраструктуры, повышение эффективности системы информационного обеспечения ИЭ.
Отсутствует структура Инновационной Экономики, вследствие чего сегодня ИЭ являет собой пеструю картину "точечной застройки", не объединенной единым архитектурным замыслом (то есть на сегодня это не система, а множество). В этом множестве "точечной застройки" отсутствуют системообразующие доминанты, "несущие конструкции", хотя есть отдельные элементы - ОЭЗ, технопарки и т. д. Нет четкой идеи Инновационной Экономики, архитектуры, системы.
Для интеграции РЗР необходимо развертывание институтов и инструментов финансирования, коммерциализации и капитализации инноваций. Примером может служить программа Yozma, ставшая катализатором для венчурной индустрии в Израиле.
Необходима реализация конкретных программ и проектов, направленных на создание и продвижение отечественных брендов ИЭ. Стратегическая задача состоит не просто в выведении разработок на рынок, а в создании брендов Инновационной Экономики, так как бренды являются самым мощным инструментом репозиционирования страны, изменения её места в мировой экономике.
Пути интеграции региональных зон роста:
- создание Федерального КИС и сеть региональных КИС;
- партийный проект "Единой России", имеющей большие возможности формирования инновационной конъюнктуры, работы с органами местного самоуправления и разнообразными возможностями работы в регионах;
- формирование социального капитала ИЭ, интегрирующая структура - Союз некоммерческих организаций ИЭ;
- профессионально-деловое сопровождение инновационных проектов, интегрирующая структура - Некоммерческое партнерство компаний Инновационной Экономики.
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации, оформляется постановлением Правительства Российской Федерации в результате конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон определенного типа. Заявки на создание особых экономических зон на конкретных территориях подаются высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования с обоснованием целесообразности и потенциальной экономической эффективности особой экономической зоны.
Собственно процедура создания особой экономической зоны определена Законом № 116-ФЗ и Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны.
Особое внимание следует обратить на такой документ, как соглашение о создании особой экономической зоны на конкретной территории. В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 116-ФЗ Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение о создании особой экономической зоны.
Данный документ является трехсторонним. Подписывается Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ и исполнительным органом муниципального образования. Может рассматриваться как своеобразный устав особой экономической зоны, определяющий ее экономические и организационные параметры. Потенциальный инвестор должен, прежде всего, изучить данный документ, чтобы определить возможность и экономическую целесообразность для себя стать резидентом данной особой экономической зоны.