Казахстан
Кстати, руководством отмечено некое слияние, "сплав" сразу нескольких механизмов специальных экономических и индустриальных зон. Государство финансирует расходы бизнеса по созданию новых производств, выделяя земельные участки и оснащая их необходимыми коммуникациями, обеспечивает развитие региона или отрасли. В свою очередь бизнес экономит время и деньги на проектировании и строительстве.Следует отметить, что при обсуждении законопроектов в парламенте сформировались диаметрально противоположные мнения: расширить сферу деятельности СЭЗ и открыть их "повсеместно", преимущественно в сельских регионах, и другое – "СЭЗ создаются под какую-то компанию, даже определенного человека", "каждый, кто силен, кто вхож, создадут себе специальные зоны, и устроят действительный рай для своих компаний".О неоднозначных результатах и наличии множества проблем в этих зонах высказываются казахстанские ученые и специалисты. Заслуживает внимания позиция К. Берентаева, утверждающего, что в современных условиях в республике "нет смысла создавать СЭЗ". Но если их формировать, то "в очень ограниченном количестве и под строго определенную задачу". Между тем действия центральных и региональных органов направлены на всемерную поддержку инициатив местной власти, намеренных увеличить число областных зональных формирований, получающих всевозможные преференции.
Проекты СЭЗ в регионах
В Южно-Казахстанской области на территории в 200 га располагается "Онтустик". Созданный, как уже отмечалось, более двух лет назад, сравнительно недавно он приступил к строительству инфраструктуры для 15 текстильных предприятий, которые планируется возвести. Ежегодно они будут потреблять не менее 100 тыс. т казахстанского хлопка-волокна. Финансируется проект ТОО "Хлопкопром", открыта дочерняя компания шымкентской швейной фабрики "Восход". Запланированный объем инвестиций составит около 500 млн. долл.
Несомненно, ввод в действие полутора десятка новых производств обнадеживает руководство отрасли и СЭЗ, вместе с тем выпуск конкурентоспособной продукции, достижение лидирующей позиции в текстильной отрасли в условиях заполнения мирового рынка высококачественной продукцией вызывает сомнения.
Развитием специальной зоны обеспокоены местные власти, отметив нарастание финансовых проблем, необходимость расширения объемов кредитования. Было справедливо замечено: "Если мы будем тянуть с решениями, то через год обнаружится, что сама идея СЭЗ была, мягко говоря, не совсем верной".
В рамках формируемого хлопково-текстильного кластера, проект которого входит в число "прорывных", ожидается, что в течение 10 лет продуценты будут освобождены от уплаты налога на имущество, землю, от корпоративного налога и НДС. Следует отметить, что, только приступив к производственной деятельности, инвесторы выразили несогласие с предлагаемым льготным периодом, аргументируя преодоление неразвитости отрасли более длительным сроком. В результате его предполагается продлить до 2025 г.Местные органы управления предлагают, не ограничиваясь только переработкой хлопка, расширить профиль СЭЗ, включив в его состав более широкий перечень подобных производств в аграрном секторе. Предполагается построить и ввести в эксплуатацию в конце 2008 г. и в 2010 г. заводы по производству семенного материала хлопчатника и маслоэкстракционного. Из республиканского бюджета выделяется 2970,5 млн. тенге.Инициативу участия в деятельности СЭЗ проявили крупнейшие текстильные корпорации Индии, намеренные внедрить в республике новейшие технологии и использовать более качественный казахстанский хлопок в полном производственном цикле, начиная от его выращивания до пошива широкого ассортимента продукции. Казахстан обязуется предоставить землю, ряд налоговых льгот и послаблений.Областное руководство рекомендует ученым разработать проект технопарка по опыту "Алгоритма". В числе возможных профилей – развитие фармацевтической отрасли и нефтеперерабатывающего завода, на базе которого возможно создание нефтехимического производства. Используя современные технологии, предложено приступить к выведению новых сортов хлопка. Необходимо учитывать, что успешное развитие зонального образования осуществляется в условиях кризиса легкой и текстильной промышленности. Только адекватная поддержка со стороны государства, институтов развития и частного бизнеса способна изменить ситуацию. В числе необходимых мер – жесткий контроль импорта, изменение таможенных пошлин на готовую продукцию, использование, по примеру многих стран, протекционизма, субсидирования и предоставление налоговых и иных льгот.