Свободные экономические зоны в Латвийской Республике
1. Профиль деятельности и перспектива развития предприятия (предпринимательского общества) должны соответствовать программе развития свободного порта, утвержденной Управлением порта.
2. Учредители и участники предприятия (предпринимательского общества) должны иметь хорошую репутацию, стабильное финансовое положение и опыт в сфере предпринимательской деятельности (такая информация не запрашивается о самоуправлениях и государстве как учредителях или участниках, но может быть запрошена о государственных предприятиях и предприятиях самоуправлений).
Договор о предпринимательской деятельности в свободном порту заключается по конкретным видам деятельности. Договор может быть заключен одновременно по нескольким видам деятельности.
Для заключения договора и получения разрешения претендент должен подать в Управление порта заявление и приложить установленные законом документы. Управление порта принимает решение о заключении договора с претендентом в трехмесячный срок после представления необходимых документов.
Договор о предпринимательской деятельности в режиме свободной зоны заключается на срок не менее пяти лет. Такой договор является основанием для выдачи разрешения на осуществление предпринимательской деятельности в свободном порту. Разрешение выдается на срок договора после проверки готовности предприятия (предпринимательского общества) к осуществлению деятельности в свободном порту.
Управление свободной зоной
Управление свободной зоной осуществляет Управление свободным портом, которое является юридическим лицом. Оно имеет такие же таможенные льготы, как и лицензированные предпринимательские общества.
Деятельность в свободной зоне. Порядок доступа
Предпринимательскую деятельность на территории свободного порта могут осуществлять лицензированные предпринимательские общества (предпринимательское общество, заключившее договор с Управлением порта о предпринимательской деятельности в режиме свободной зоны и получившее разрешение Управления порта на такую деятельность), а также предпринимательские общества, не получившие разрешение на осуществление предпринимательской деятельности в режиме свободной зоны. Однако установленные законом таможенные льготы и особые мероприятия таможенного контроля применяются только к лицензированным предпринимательским обществам и к Управлению порта.
Услуги по погрузке, доставке, хранению, обработке товаров (грузов) и другие услуги и производство товаров в режиме свободной зоны оказывают только лицензированные предприятия (предпринимательские общества).
Нелицензированные предпринимательские общества могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории свободного порта без установленных для лицензированных предпринимательских обществ льгот и с подчинением контролю Управления порта в пределах его компетенции. Упомянутые предпринимательские общества не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность на территориях свободных зон.
Что касается деятельности, которую можно осуществлять в СЭЗ, законом не установлены ограничения по видам деятельности. Однако существуют ограничения на осуществление предпринимательскими обществами розничной торговли в свободных зонах свободных портов СЭЗ.
На территории свободной зоны предпринимательского общества свободного порта запрещается розничная торговля (поставка товаров и оказание услуг физическим лицам), за исключением:
- поставки продовольственных и медицинских товаров;
- сделок в сфере общественного питания, медицины, связи и финансов;
- торговли в магазинах безналоговой торговли, созданных согласно Таможенному закону и работающих в установленном Кабинетом министров порядке. Поставка продовольственных и медицинских товаров и оказание услуг в сфере общественного питания, медицины, связи и финансов физическим лицам разрешается только предпринимательским обществам свободного порта, которые заключили с Управлением порта договор о розничной торговле на территории свободного порта.