Республика Югославия
Непосредственно деятельность в зоне осуществляют пользователи, которыми могут быть как местные, так и иностранные юридические лица. Предприятие по управлению зоной обязано предоставить возможность любому пользователю зоной осуществлять деятельность в зоне на условиях, установленных законом.
Порядок пользования территорией зоны для осуществления деятельности в зоне, а также внутренний порядок в зоне устанавливает предприятие по управлению зоной. Для осуществления деятельности на территории зоны пользователь подает ходатайство предприятию по управлению зоной. Последнее принимает решение об осуществлении деятельности в зоне.
Взаимные права и обязанности конкретного пользователя и предприятия по управлению зоной регулируются договором.
Льготы и преимущества
Вложение капитала на территорию зоны, перевод прибыли, перевложение и возврат вклада являются свободными. Свободными являются вывоз товаров и услуг из зоны и ввоз товаров и услуг в зону. Получение кредита за границей для осуществления деятельности в зоне или для создания условий деятельности в зоне, а также предоставление кредита местным и иностранным юридическим лицам, осуществляющим деятельность в зоне, является свободным.
К иностранным товарам, попадающим из зоны и из-за границы в оборот на территорию Югославии, применяются нормативные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность. К иностранным товарам, ввозимым из-за границы на территорию зоны, такие нормативные акты не применяются.
Пользователь зоны может временно вывезти товар из зоны на другую часть территории Югославии и ввезти товар в зону с другой части территории Югославии в целях проведения испытаний, тестирования, ремонта и маркетинговой презентации. Такой вывоз или ввоз по требованию пользователя зоны разрешает компетентная таможня путем принятия решения по упрощенной процедуре.
Установленные для временного ввоза и вывоза условия применяются также к вывозу пользователем зоны товара из зоны на другую часть территории Югославии или ввозу товара в зону из другой части территории Югославии в целях его улучшения (переработки, доработки, обработки), а также в целях его установки.
К экспорту произведенного в зоне товара, считающегося югославским, применяются положения нормативных актов, регулирующих возврат налоговых и других сборов в части, относящейся к возврату расходов по перевозке, уплаченных на иностранной территории в случае, если пользователь зоны ввезет в Югославию и передаст уполномоченному банку полученные в результате такого экспорта валютные поступления. В отношении ввоза товара, предназначенного для осуществления деятельности в зоне, таможенная пошлина и другие ввозные сборы не взимаются.
Пользователь зоны и предприятие по управлению зоной могут держать валютные средства, полученные от деятельности в зоне, на валютном счету в уполномоченном банке в зоне или в ином уполномоченном банке, а также свободно распоряжаться этими средствами. К таким валютным операциям в зоне не применяются временные меры и другие ограничения, которые могут быть предусмотрены иными нормативными актами, регулирующими валютную деятельность.
Прекращение свободных зон в Республике Югославия
Союзное Правительство может по предложению Союзного Министерства, ведающего вопросами финансов, принять акт о прекращении действия согласия на создание зоны. Акт принимается, если в процессе функционирования зоны будет установлено, что в течение трех лет подряд не осуществляется годовой экспорт за границу в размере 50% от совокупной стоимости произведенного товара и оказанных услуг в зоне. В таком случае зона прекращает свою деятельность не позднее срока в один год со дня принятия акта о прекращении действия согласия на создание зоны.