История методик изобретательства.
. До 2 мировой войны техника развивалась еще не очень стремительно. И изобретатели работали стихийно. После войны было предложено несколько методов, помогающих искать эффективные решения. Один из первых был метод мозгового штурма Осборна. Суть его в том, что собирается группа и проводят 2 этапа обсуждения проблемы. На 1 этапе запрещена критика, допустимо только или выдвижение своих, даже самых диких, идей, или детализация, развитие чужих идей. Желательно выдвигать как можно больше самых разных идей. На 2 этапе проводится пересмотр идей, анализ ценного и недостатков, критика.
В чем смысл мозгового штурма? Во-первых, часто даже у специалистов, работающих в одной области, сумма знаний по проблеме и организация этих знаний в голове бывает разной. Новые идеи синтезируются из комбинаторики общих знаний, связанных с проблемой. При подключении к решению проблемы группы, естественно, база для генерации идей возрастает. Во-вторых, важно разделение стадии генерации идей, и стадии критики. Этот прием можно использовать и при индивидуальном решении проблем. То есть, вначале позволять себе генерировать самые разные, в том числе и дикие, идеи, а критически их анализировать потом.
Следующая группа методов, помогающих находить интересные решения, поражает сочетанием простоты и эффективности. Это морфологический анализ, метод контрольных вопросов и алгоритмическая методика изобретательства Альтшуллера. Морфологический анализ представляет собой пример одной из форм элементарной логической классификации. Метод контрольных вопросов – это система простейших наводящих вопросов, типа «Кто?», «Что?, «Где?», «Когда?», «Почему?» .
Более детализирована и разработана алгоритмическая методика изобретательства Альтшуллера. Она состоит из 2 частей – совокупности стандартных приемов решения изобретательских задач и алгоритма изобретений /АРИЗ/. О приемах мы пока говорить не будем. А сейчас об алгоритме изобретений. Алгоритм изобретений объединяет в себе отчасти и метод контрольных вопросов, поэтому мы будем подробно разбирать именно АРИЗ.
АРИЗ на первый взгляд представляет систему элементарных, вроде бы само собой разумеющихся, формулировок знаний о задаче. А именно: формулировка понимания цели задачи во все более общем виде, формулировка понимания условий задачи в более общем виде, анализ состава элементов задачи и их взаимосвязи, анализ причинно-следственных взаимоотношений в системе, механизмов происходящих процессов и т.д. То есть, это просто системный анализ.