Экономическая стратегия и политика открытой экономики в 80—90-е годы
Осуществление индустриализации сопровождалось изменениями социально-экономической структуры промышленного производства в зависимости от политической направленности государств. В одних странах корректировалась логика воспроизводства традиционных монополий с целью разрешения противоречий между стремлением торгово-промышленных групп консервировать низшие формы предпринимательства в рамках своего контроля и узостью экономической базы. В ряде стран государство создавало особые условия для формирования крупнейших объединений, которые смогли бы выстоять в конкурентной борьбе на внешних рынках. Нередко на первый план выходило развитие мелкого и среднего предпринимательства. Одновременно решались вопросы ослабления социальных проблем, возникающих в связи с развитием современных предприятий и сужением социальной базы модернизации.
Причины изменения стратегии. В ходе экономических преобразований изменялась роль государства в социально-экономическом развитии развивающихся стран. По мере консолидации предпринимателей в «класс для себя» росло обратное воздействие на государство, которое стимулировало развитие внутреннего рынка и предпринимательства. Относительная самостоятельность государств уменьшается, меняются формы и методы экономической политики. Вместо прямого регулирования на передний план вышли косвенные меры, что повысило роль стихийно-рыночных импульсов в развитии национальных хозяйств.
В экономическом плане дальнейшее расширение активности государства наталкивалось на дефицита государственных бюджетов, инфляцию. Стимулирование развития при относительном сужении собственной финансовой базы государственного сектора вынуждало его прибегать в больших масштабах к внешним займам. Это в свою очередь ограничивало финансовую базу воспроизводства, привело во многих странах к неспособности погасить вовремя международные долги.
Став гарантом обслуживания внешнего долга, государство под давлением МВФ, МБ вынуждено ограничивать свои экономические и социальные функции и все больше склоняется к обеспечению условий воспроизводства не в национальном, а в транснациональном плане. Долговое бремя заставляет отказываться от ряда стратегических направлений в изменении участия национальных экономик в международном разделении труда. В связи с изменением социально-экономической обстановки в мире после развала социалистической системы любые варианты национальных стратегий, предполагающие укрепление сбалансированного многоотраслевого комплекса с помощью государства, не могли рассчитывать на материальное обеспечение за счет внешних средств.
Произошло сокращение предпринимательской активности государства. Государственные предприятия получили большую автономию при сокращении макроэкономических функций. Значительная часть госпредприятий перешла под контроль иностранных компаний в процессе реструктуризации внешних долгов. Доля государственных предприятий в создании валового продукта значительно сократилась (1986 г. — 12, 1991 г. — 11% ВВП).
Основные направления экономической стратегии. Глубокие кризисы 70—80-х годов в мировом хозяйстве, резкие сдвиги в структуре производства и международного разделения труда, усложнение экономических и социальных условий выхода развивающихся стран на мировые рынки, огромная внешняя задолженность привели к серьезным нарушениям воспроизводства и усилению воздействия внешних факторов на их развитие.
В течение 80-х годов международные организации вынуждали развивающиеся страны принять открытую стратегию развития, уделяя большое внимание рыночным сигналам, уменьшению импортных барьеров, препятствий в движении капитала, изменению валютных курсов. Основной принцип — внутри страны экономить, вовне продавать. Движение в этом направлении было центральной целью программ предоставления займов. За 1980—1991 гг. 76 стран, одобрившие программы Мирового банка и МВФ, получили на их осуществление займы. Отмеченные направления экономической политики стали рассматриваться как универсальное средство решения социальных и экономических проблем безотносительно к уровню, типу и национальным особенностям развития стран. Неоконсервативная волна в ведущих западных странах способствовала популярности данных подходов к экономическому развитию.